Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Ермолай-Еразм





ЕРМОЛÁЙ-ЕРÁЗМ (светское имя – Ермолай, в монашестве – Еразм) (р. не позже 10-х гг. – ум. не ранее 1-й пол. 60-х гг. 16 в.) – рус. мыслитель и публицист. В кон. 40-X гг. 16 в. – священник в Пскове, позже – протопоп дворцового собора Спас на Бору в Москве. В Пскове Е.-Е. написал свои первые лит. произв. – "Зрячая Пасхалия", "Послание Кир-Софронию"; возможно, он – автор "Повести о Петре и Февронии". Расцвет публицистич. деятельности Е.-Е. относится к кон. 40-х–50-м гг. 16 в., когда он написал "Поучение в своей душе", "Слово и рассуждение о любви и правде", "Слово к верным" и др. Е.-Е. разделял иосифлянскую теорию сильной воинствующей церкви (см. "Иосифляне"), резко выступал против "ересей". В этих соч. он развивал антибоярские мотивы, обличал стяжание и корыстолюбие светских вельмож. Возмущение Е.-Е. актами обществ. и личной несправедливости сопровождается проповедью непротивления злу и ненасилия. В 1549 появился его трактат "Благохотящим царем правительница и землемерие". В нем Е.-Е. предлагал: 1) объединить многочисл. крест. повинности в единый натуральный оброк в размере 1/5 продуктов земледельч. или промыслового труда крестьян; 2) провести землемерную реформу (укрупнение землемерной единицы – замена четверти квадратной верстой) при отсутствии собственной барской запашки; переселить помещиков в города, чтобы их быстрее можно было мобилизовать в случае необходимости; 3) дворянам за службу давать только землю без дополнит. ден. вознаграждения, причем величина высшего надела не должна превышать низший более чем в 8 раз; 4) удовлетворять потребности служилых людей и гос. казны в деньгах исключительно путем реализации на гор. рынках избыточных продуктов; 5) пополнять царскую казну за счет отчуждения 1/5 доли продуктов, получаемых крестьянами на землях, отводимых специально для казны. Осн. идея проекта Е.-Е. – примирить противоречивые интересы царя, служилых людей, торговцев, крестьян при сохранении отношений феод. зависимости. Суждения Е.-Е. о значении труда "ратаев" для общества и осуждение эксплуататоров-феодалов были глубоко прогрессивны, но его позитивная программа представляла собой патриархальную антиист. утопию. В 1-й пол. 50-х гг. 16 в. он выступил с краткими посланиями Ивану IV ("Главы о увещании утешительном царем..."). В "Главах" 1553–56 он выступил с осуждением политики Ивана IV в той мере, в какой ослабевал ее созвучный убеждениям Е.-Е. дух компромисса. Одна из "утешительных глав" обращена к "В скорбех боляром и всем вельможам от сану избывших". Это предопределило его опалу.

В последний период жизни Е.-Е. отошел от социально-экономич. и политич. проблем и обратился к теологии и теологизированной философии, выступал против еретич. учений, написав т. н. "Большую и малую трилогии", ряд кондаков и тропарей христианским святым. В этих соч. Е.-Е. пытался дать целостное теоретич. обоснование православно-ортодоксального мировоззрения. В монастыре Е.-Е. заново переписал свои соч., расположив их в таком порядке, к-рый последовательно ведет от его общих взглядов в теолого-филос. трактатах к его социальным взглядам и от них к его политич. и экономич. взглядам, изложенным в "Правительнице". Е.-Е. сознавал обществ. значение своих соч., называя их "огненным оружием", предназначенным "пожигать смыслы" ненавистных ему бояр.

Лит.: Ρжига В. Ф., Лит. деятельность Ермолая-Еразма, ЛЗАК, т. 33, Л., 1926; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Зимин А. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958 (библ.); Колесникова Т. Α., Общественно-политич. взгляды Ермолая-Еразма, Тр. ОДРЛ, т. 9, М.–Л., 1953; Клибанов А. И., Сб. соч. Ермолая-Еразма, там же, т. 16, М.–Л., 1960; его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник рус. обществ. мысли, ИЗ, т. 65, М., 1959; его же, "Самобытийная ересь", ВИРА, т. 4, М., 1956.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia