Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Дугуйланское движение





ДУГУЙЛÁНСКОЕ ДВИЖÉНИЕ – демократич. освободит. движение монг. аратов во Внутр. Монголии (Китай) во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. Назв. происходит от слова "дугуйлан" – кружок, собрание восставших или непокорных аратов, участники к-рого при обсуждении дела в знак полного равенства рассаживались по кругу и принимали решение сообща, путем поименного опроса, а на документах ставили подписи также по кругу.

Д. д. зародилось под влиянием "Тайпинского восстания" (1851–64). Оно являлось стихийным ответом на произвол маньчжурских властей, на принудит. земледельческую колонизацию монг. земель, проводившуюся кит. пр-вом зачастую в сговоре с монг. феод. верхушкой, на усиление феод. эксплуатации крепостного аратства в результате проникновения иностр. капиталистич. держав в Китай. В организац. отношении оно в известной степени копировало такие традиц. формы организации кит. крестьян и горожан, как тайные об-ва, братства и т. п. Руководителями дугуйланского движения были, как правило, выходцы из народа, среди к-рых особенно выделился Улдзэй Джаргал (1866–1929), а также Пэльдже, Тумэн, Баян-Цаган, Баин-Сан и др. Иногда к Д. д. примыкали, и даже возглавляли отд. дугуйланы, представители монг. дворянства – тайджи (напр., Санджа-тайджи – руководитель дугуйлана в хошуне Ханчин) и низшего духовенства (напр., лама Пунцук-Шавран). Однако большинство этих лиц оказалось лишь временными попутчиками аратского движения. Центром движения стали хошуны Ихэ-Джусского сейма в Ордосе (пров. Суйюань) – Ушэн и Оток, где в 1858 и 1866 стихийно появились первые дугуйланы, выступившие против усиления феод. поборов. В дальнейшем движение в своем развитии переходило от пассивных форм борьбы: от петиционных кампаний, судебных тяжб, бойкота – к активным формам: саботажу, устранению князей от власти, нападению на маньчжурские гарнизоны, организации партиз. войны и вооруж. сопротивления карателям. Под воздействием восстания Ихэтуаней в Китае (1899–1901) и революции 1905–07 в России Д. д. приняло наиболее широкий размах и охватило целый ряд районов Внутр. Монголии. Объединив в своих рядах более 10 тыс. семей, оно вылилось в массовое повстанч. движение. В хошунах Ушэн, Оток и ряде др. р-нов Ордоса дугуйланы в течение 3 лет (1905–08) фактически являлись органами нар. власти – нар. советами (по-китайски – гуйхуй). Они устраняли от дел князей, отменяли всякие виды албы, собирали налоги, вели делопроизводство, назначали должностных лиц, творили суд, организовывали аратские дружины и т. п.

Размах дугуйланского движения во Внутр. Монголии оказал влияние и на аратов Внеш. Монголии, где в 1903–05 также возникли нар. дугуйланы. Однако, несмотря на нек-рые успехи, дугуйланское движение под ударами правительств. карательных экспедиций, поддержанных местными феодалами, потерпело поражение.

Лит.: Каллиников Α., Аратское революц. движение в доавтономной Монголии, "Революц. Восток", 1934, № 5; Дылыков С. Д., Демократич. движение монг. народа в Китае. Очерк истории, М., 1953.

М. И. Гольман. Москва.



Еще в энциклопедиях