Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Домострой





ДОМОСТРÓЙ – свод правил поведения горожанина, к-рыми он должен руководствоваться в отношении к светским властям и церкви, семье и слугам. В Д. подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным обрядам, воспитанию детей и ведению х-ва, рукоделию, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных. Д. – ценный источник социально-экономич. и политич. истории, культуры и быта России, а также экономич. и педагогич. мысли. В нем отразились изменения в социально-экономич. жизни в 16 в. (развитие товарно-ден. отношений) и в мировоззрении зажиточного горожанина. Однако новые элементы в Д. тесно переплетены со старыми представлениями. Х-во горожанина уже связано с рынком, но еще делаются крупные запасы впрок; говорится о добровольной службе слуг из числа бывших "холопов", отпущенных на волю, но предусматривается также и применение холопского труда. Богатый горожанин, по Д., обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе. В то же время Д. требует подчинения главе семьи – "господину", а в обществ. жизни – царю и властям. В воспитании детей наблюдается тенденция к обучению их "рукоделию", т. е. ремеслу и торговле, при этом дается знаменитый совет о "сокрушении ребер" строптивым и непослушным. Жена, по Д., участвует в организации х-ва и в воспитании детей, но ее, как и слуг, следует в случае провинности наказывать "грозою". Д. является также памятником рус. лит-ры; он написан разговорным языком, образным и выразительным.

При составлении Д. были использованы Стослов Геннадия, сборники: Измарагд, Златоуст, Златая цепь и др. Д. состоит из 3 частей (64 главы): "Поучение и наказание отцов духовных, како веровати богу"; "Наказ от некоего о мирском строении", "О домовном строении". А. С. Орловым выявлены 32–33 списка Д. Существуют 3 редакции Д. 1-я ред. представлена списком 2-й пол. 16 в. (всего 17 списков), 2-я – Коншинским списком (всего 13 списков) и 3-я появилась на основе двух первых (2–3 списка). Одни исследователи (С. М. Соловьев, И. С. Некрасов, А. С. Орлов, М. А. Соколова и др.) полагают, что в основу Д. положен памятник, составл. в Новгороде в кон. 15 – нач. 16 вв. и отводят протопопу Сильвестру роль окончат. редактора Д. и автора последней главы. Другие (Д. П. Головастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают, что Д. целиком написан Сильвестром в Москве после 1547. В соответствии с вопросом об авторстве Сильвестра решается вопрос о старшинстве 1-й или 2-й редакции.

Д. примыкает, как показал И. С. Некрасов, к памятникам, отражающим быт бюргерства в 14–15 вв. и в др. странах Европы (чешская "Книга учения христианского", "Парижский хозяин" и др.).

Публ.: Домострой по списку имп. Об-ва истории и древностей российских, подготовка текста И. Забелина, М., 1882; Домострой по Коншинскому списку и подобным, подготовка текста А. Орлова, кн. 1–2, М., 1908–10.

Лит.: Голохвостов Д. П., Домострой благовещенского попа Сильвестра, в сб.: Временник ОИДР кн. 1, М., 1849; Некрасов И. С. Опыт ист.-лит. исследования древнерус. Домостроя, М., 1873; Михайлов А. В., К вопр. о редакциях Домостроя, его составе и происхождении, "ЖМНП", 1889, кн. 2–3; Орлов А. С., Домострой. Исследование, ч. 1, М., 1917; История рус. лит-ры, т. 2, 4. 1, М.–Л., 1945, с. 441–45; Соколова Μ. Α., Очерки по языку деловых памятников XVI в., Л., 1957; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, с. 55–70 (библ.).

В. И. Корецкпий. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia