Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Догматизм





ДОГМАТИ́ЗМ в рабочем движении – разновидность оппортунизма, характеризующаяся отрывом марксистско- ленинской теории от жизни, конкретной историч. обстановки во всей ее сложности, многообразии и непрерывной изменчивости; является теоретич. основой "сектантства"; ведет к ревизии марксизма-ленинизма (см. "Ревизионизм") и в конечном счете к политич. авантюризму. Ленин под Д. понимал нарушение принципа диалектич. подхода к действительности, марксистского принципа историзма. Д. тормозит творч. развитие марксизма-ленинизма. Д. и сектантство в теории и на практике, если против них не вести последовательной борьбы, могут также, как и правый оппортунизм, ревизионизм, стать гл. опасностью на том или ином этапе развития отд. партий рабочего класса.

Д. игнорирует творческий характер марксистской теории, к-рая "... есть прежде всего руководство к изучению..." (Энгельс Φ., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 421); он пренебрегает указанием К. Маркса о необходимости "...отстаивать дело революции в такой форме, которая соответствует изменившимся обстоятельствам" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, 1934, с. 475). Ленин подчеркивал, что "...марксизм не мертвая догма, не какое-либо законченное, готовое, неизменное учение, а живое руководство к действию..." (Соч., т. 17, с. 23). Для Д. характерен антиисторический, абстрактный метод рассмотрения теоретич. и политич. проблем без учета обстоятельств места и времени. Д. не признает по существу конкретности истины; в рабочем движении он выражается прежде всего в неумении оценивать новые ист. условия ведения революц. борьбы, в неспособности охватить весь процесс мирового развития в целом.

Методологически догматики исходят из метафизики. Схоластичность их мышления нередко сочетается с волюнтаризмом. Превращая верные при определ. ист. условиях марксистские положения в окостеневшие догмы, Д. наносит прямой ущерб рабочему и всему революц. движению. Догматики забывают, что "метод Маркса состоит прежде всего в том, чтобы учесть объективное содержание исторического процесса в данный конкретный момент, в данной конкретной обстановке..." (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 123). Догматики предпочитают цепляться за отдельные положения революц. теории, выхолащивая ее творческий дух, а в итоге – и революц. содержание; они предпочитают также выводить из одних положений другие положения чисто дедуктивным путем, идти не от жизни, а от схемы. Д. в конце концов с неизбежностью смыкается с ревизионизмом, несмотря на внешнюю полярную противоположность этих антимарксистских течений в рабочем движении (напр., к отказу от социалистич. революции и диктатуры пролетариата вели и открыто ревизионистское открещивание от них и догматич. подход рус. меньшевиков к вопросу о движущих силах бурж. революции в России; меньшевики не учитывали социальных изменений, связанных с наступлением эпохи империализма, и утверждали, что в этой революции, также как и в прежних бурж. революциях Зап. Европы, роль руководителя должна принадлежать буржуазии).

Появление Д. в рабочем движении относится к эпохе возникновения марксизма. После поражения революций 1848–49 догматики не смогли правильно оценить обстановку, выдвинуть правильные стратегич. и тактич. лозунги. В силу этого они нередко толкали революц. рабочих на авантюристич. выступления, продолжая призывать их к немедленному вооруж. восстанию. Именно такой была группа Виллиха-Шаппера в "Союзе коммунистов". С догматич. позиций выступала, напр., в герм. с.-д. партии в нач. 80-х гг. 19 в. группа "Моста", а в 90-х гг. 19 в. – т. н. ""молодые"", не понимавшие необходимости использования легальных возможностей в революц. борьбе. В Великобритании Д. была заражена С.-д. федерация, к-рая, по словам Ф. Энгельса, "...превратила марксизм в окостенелую догму" (Маркс К. и Энгельс Ф., Об Англии, 1952, с. 469). Ее руководитель Г. М. Гайндман, к-рый никогда не был подлинным марксистом, превратил, в частности, в догму положение о связи процессов обнищания трудящихся и усиления революционной борьбы. В США догматические ошибки были присущи Социалистич. рабочей партии.

Ревизионисты из партий 2-го Интернационала (Э. Бернштейн и др.) с кон. 19 в. показали пример сочетания открытого отказа от ряда осн. положений марксизма с догматич. извращением ряда др. положений.

Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мертвую догму верное для 19 в. положение о том, что социалистич. революция может победить только одновременно во всех или в большинстве стран мира. В. И. Ленин, разработав теорию империализма и показав резкое обострение неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в отдельных странах, доказал, что социалистич. революция не может победить сразу во всех странах, что она может победить первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистич. стране. Разгром Д. в теории, дальнейшее творческое развитие марксизма Лениным открыли новые перспективы борьбы перед рабочим классом и его революц. партиями.

С междунар. оппортунизмом смыкались рус. оппортунисты – меньшевики. Высмеивая их, Ленин писал: "... выучили, но не поняли. Зазубрили, но не продумали. Букву, но не смысл усвоили" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10, с. 368). Ленин подверг критике и отзовистов, не учитывавших своеобразия обстановки в России после поражения революции 1905–07 и отказывавшихся от использования малейших легальных возможностей работы партии в массах.

Внутри РКП(б) Д. особенно сильно проявился в начале 1918, главным образом по вопросу о заключении Брестского мира. "Революционная фраза, – писал в то время Ленин, – есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место" (Соч., т. 27, с. 1). В период революц. подъема, развернувшегося под влиянием Вел. Οкт. социалистич. революции в России, Д. и сектантство обнаружились у нек-рых коммунистов Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов, Швейцарии и др. стран. Они выступали с "ультралевых" позиций, отказывались от легальных форм деятельности, недооценивали работу коммунистов в профсоюзах, не понимали важности использования парламента, были противниками компромиссов. В своем гениальном произведении "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" В. И. Ленин подверг всесторонней критике догматические, сектантские ошибки еще очень молодых тогда ком-мунистич. партий. 15 авг. 1920 Ленин написал открытое письмо австр. коммунистам, в к-ром подверг критике ультралевацкие догматическо-сектантские ошибки руководителей австр. компартии (см. там же, т. 31, с. 242–44).

В кон. 1920 и особенно в 1921 революц. волна выступлений рабочих и крестьян во мн. капиталистич. странах шла на убыль. Буржуазия перешла в контрнаступление. Учитывая эту обстановку, В. И. Ленин и Коминтерн призвали коммунистич. партии решительно изменить тактику, не забегать вперед и от немедленного штурма власти капитала перейти к собиранию и тщательной подготовке революц. сил. Однако отд. коммунисты, в т. ч. и руководители, продолжали придерживаться авантюристич. в таких условиях "теории наступления". Грубые догматич. ошибки в герм. компартии допускали П. Леви, Брандлер и Тальгеймер, Рут Фишер, Маслов и др., изгнанные впоследствии из рядов КПГ. В Италии с махровых догматич. позиций выступал Бордига – лидер итал. "левых", возглавлявший итал. компартию в 1921–23. Против бордигианства в Италии активно выступали мн. марксисты во главе с Антонио Грамши и Пальмиро Тольятти. Во Франции во время колониальных войн франц. империализма в Марокко и Сирии (1925–26) "левый" оппортунист Дорио, стоявший на догматическо-сектантских позициях, толкал партию и рабочих на заранее обреченное в тех условиях на провал авантюристич. восстание, призывая превратить войну колониальную в войну гражданскую.

"Левооппортунистические" утверждения догматиков были разоблачены марксистами-ленинцами на конгрессах Коминтерна и на заседаниях ИККИ. Так, V конгресс Коминтерна (1924) подверг обстоят. критике троцкистов, догматиков, "левых", "ультралевых" и др. оппортунистов, разъяснил вред их авантюристич. тактики и призвал коммунистич. партии активнее бороться за осуществление намеченной еще II конгрессом Коминтерна тактики единого фронта.

Важной вехой в борьбе компартий против Д., начетничества, доктринерства, сектантства, против оппортунистов всех мастей явился VII конгресс Коминтерна. Он призвал коммунистич. партии продолжать борьбу за творч. применение и развитие марксизма-ленинизма.

Преодолению Д. препятствовал "культ личности Сталина", сковывавший развитие творч. мысли, и догматич. ошибки Сталина. Догматич. трактовка Сталиным в кон. 20-х – нач. 30-х гг. социал-демократов как "социал-фашистов" практически препятствовала созданию единого рабочего фронта в борьбе против наступления фашизма. Одним из проявлений догматизма в воззрениях Сталина было перенесение им оценки империалистич. буржуазии как контрреволюц. силы на нац. буржуазию колониальных и зависимых стран. Сталин допускал серьезные ошибки догматич. характера и в ряде вопросов внутр. политики, в частности в планировании нар. х-ва, в развитии науки, что вело к торможению науч.-технич. прогресса, к недооценке развития прогрессивных отраслей совр. пром-сти (напр., нефтяной, газовой, химической), к отставанию с. х-ва и др. Вредные последствия культа личности Сталина были вскрыты XX съездом КПСС (1956), открывшим широкий простор для творч. развития марксистско-ленинской теории и осуществления ленинского курса в политике. XXII съезд КПСС (1961) вновь подтвердил, что творч. развитие марксизма, борьба против ревизионизма и Д. является генеральной линией КПСС в теории и практич. деятельности. XXII съезд КПСС окончат. развенчал культ личности Сталина, осудил группу догматиков во главе с Молотовым, пытавшихся тянуть партию назад, сопротивлявшихся осуществлению революц. мероприятий ленинского ЦК КПСС в области ускорения создания материально-технич. базы коммунизма, подъема с. х-ва, коренной перестройки системы руководства нар. х-вом в соответствии с новыми условиями и возможностями развития страны в период развернутого строительства коммунистич. общества.

Сущность и вред догматизма и сектантства в совр. условиях были вскрыты на Моск. совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960, где подчеркивалось, что "догматизм и сектантство затрудняют развитие теории марксизма-ленинизма и ее творческое применение в конкретных изменяющихся условиях, подменяют изучение конкретной ситуации цитатами и начетничеством, ведут к отрыву партии от масс" ("Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм", 1961, с. 14).

В последние годы предпринимаются попытки с догматич. позиций трактовать важнейшие положения марксизма-ленинизма, ревизовать осн. выводы коллективно выработанных документов междунар. коммунистич. движения. В совр. условиях Д. представляет собой мелкобурж. по своим клас. корням националистич. уклон в междунар. коммунистич. движении.

Догматики занимают неправильные позиции по вопросам войны и мира, мирного сосуществования, форм перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму, роли мировой социалистич. системы, развития мирового революц. процесса, культа личности (совр. Д. связан с попытками оправдания культа личности); они попирают принципы пролетарского интернационализма. В основе ошибочной линии совр. догматиков, ведущей их к авантюризму на междунар. арене, лежит прежде всего извращение ими существа совр. эпохи. В Заявлении Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960 указывается, что "главное содержание, главное направление и главные особенности исторического развития человеческого общества в современную эпоху определяют мировая социалистическая система, силы, борющиеся против империализма, за социалистическое переустройство общества..." (там же, с. 40).

Догматики не могут отрицать, что силы империализма подорваны, что в мире появилась и неуклонно укрепляется мировая система социализма, что колониальная империя империализма рухнула, что возросла организованность рабочего класса. Но, не отрицая этого, они в то же время утверждают, что тот, кто говорит о возможности предотвращения войны в совр. условиях, якобы сеет опасные иллюзии, догматики не верят в способность антиимпериалистич. сил обуздать поджигателей новой мировой войны. Такая позиция догматиков является прямым отступлением от моск. Заявления компартий, в к-ром говорится, что ".. еще до полной победы социализма на земле, при сохранении капитализма в части мира, возникает реальная возможность исключить мировую войну из жизни общества" (там же, с. 60).

Догматики выступают фактически против принципа мирного сосуществования. Они не считают, что этот принцип, одобренный всем междунар. коммунистич. движением, должен быть ген. линией внеш. политики социалистич. стран. Догматики лживо изображают мирное сосуществование как "отказ от борьбы за разоблачение империализма", "прекращение борьбы с империализмом". Они игнорируют тот факт, что экономич. соревнование в условиях мира является одной из важнейших сфер борьбы социализма с капитализмом, что мирное сосуществование – одна из форм клас. борьбы на мировой арене между капитализмом и социализмом.

Догматики, исходя из неверного понимания совр. эпохи, отрицают разнообразие форм перехода к социализму. Ссылаясь на старый опыт, догматики по существу считают неизбежностью лишь немирный путь, только путь вооруж. восстания. Фактически отвергая возможность завоевания рабочим классом власти мирным путем, догматики не хотят видеть растущих сил и организованности рабочего класса, усиления тяги к социализму нар. масс, не учитывают возрастающего влияния социалистич. системы на мировой революц. процесс.

Совр. догматики противопоставляют борьбу колон. и зависимых стран против империалистич. гнета борьбе против империализма, проводимой социалистич. странами и рабочим классом капиталистич. стран.

Осн. противоречием нашего времени совр. догматики считают противоречие не между социализмом и империализмом, а между нац.-освободит. движением и империализмом. Решающая сила в борьбе с империализмом, по их утверждению, – не мировая система социализма, не борьба междунар. рабочего класса, а нац.-освободит. движение. При этом всячески принижается ист. роль борьбы пролетариата развитых капиталистич. стран; по сути выдвигается на роль гегемона всемирной борьбы против империализма не рабочий класс, а мелкая или нац. буржуазия слаборазвитых стран.

Марксисты-ленинцы, всегда подчеркивая всемирно-историч. значение нац.-освободит. движения, считают осн. условием его дальнейших побед – прочный союз и сотрудничество со странами мировой системы социализма (гл. силой в борьбе с империализмом), союз с рабочим движением капиталистич. стран.

По основным вопросам современности догматики, прежде всего руководители компартии Китая, противопоставляют себя большинству мирового коммунистич. движения. Линия совр. догматиков – это антиленинская линия неверия в силы социализма, в силы народа, в марксистско-ленинскую идеологию, в превосходство социалистич. системы, в возможность выиграть в условиях мира экономич. соревнование с капитализмом. Действия совр. догматиков объективно направлены на раскол мирового коммунистич. движения, на подрыв авторитета КПСС, на срыв важнейших междунар. акций Сов. Союза и др. социалистич. стран.

Совр. догматики стараются извратить установившееся со времени Ленина понятие Д. Они заявляют, что "современный догматизм заключается в стремлении механически копировать политику и тактику компартии другой страны". Такое толкование Д., ревизующее его определение, данное в документах Московских совещаний коммунистич. и рабочих партий, направлено против использования компартиями опыта других, имеющих наибольшие успехи братских партий.

Творческий марксизм-ленинизм требует умения своевременно улавливать и учитывать сдвиги и повороты, происходящие в мировой историии развитии клас. борьбы, умения своевременно объяснить смысл новых событий и явлений, вырабатывать тактику революц. борьбы, выдвигая правильные лозунги, соответствующие требованиям дня. Д. на совр. этапе лишает революц. партии способности развивать на основе науч. анализа и творчески применять марксизм-ленинизм в соответствии с конкретными условиями, изолирует коммунистов от широких масс трудящихся, обрекает их на пассивное ожидание или леваческие, авантюрные действия, задерживает в конечном счете революц. развитие, не позволяет своевременно и правильно использовать меняющуюся обстановку и новый опыт, использовать все возможности в интересах победы рабочего класса. Доктринерскими являются и попытки оторвать марксистско-ленинское учение от успехов практич. деятельности коммунистов. Вся практич. деятельность КПСС, успехи мирового коммунистич., рабочего и нац.-освободит. движения являются ярким свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских "теорий" прошлых и совр. догматиков.

Лит.: Маркс К., Нищета философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, гл. 2, § 1; Энгельс Ф., [Письмо Ф. Келли-Вишневецкой, 28 дек. 1886], К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 27, [Л.], 1935, с. 610; его же, [Письмо П. Эрнсту, 5 июня 1890], там же, т. 28, [Л.], 1940, с. 219–20; Ленин В. И., Предисловие ко второму изданию [книги "Развитие капитализма в России"], Соч., 4 изд., т. 3, с. 10–11; его же, Наша программа, там же, т. 4, с. 191–92; его же, Студенческое движение и совр. политич. положение, там же, т. 15, с. 193; его жe, О праве наций на самоопределение, там же, т. 20, с. 404; его же, Письма о тактике, там же, т. 24, с. 24–26; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31, с. 44, 69, 73–74, 82–83; его же, О нашей революции, там же, т. 33, с. 436–39; его же, [Письмо Инессе Арманд, 30 нояб. 1916 г.], там же, т. 35, с. 200–201; его же, Против догматизма и начетничества. Сб. статей, М., 1957; Коммунистич. Интернационал в док-тах (1919–1932), М.–Л., 1933; О преодолении культа личности и его последствий, в кн.: КПСС в резолюциях, ч. 4, М., 1960; Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм. Док-ты совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий, состоявшихся в Москве в нояб. 1957 г., в Бухаресте в июне 1960 г., в Москве в нояб. 1960 г., М., 1961; Программа КПСС, М., 1961; XXII съезд КПСС. Стенографич. отчет, М., 1962; Хрущев Н. С., За новые победы мирового коммунистич. движения, М., 1961; его же, Совр. междунар. положение и внешн. политика Сов. Союза, М., 1962; Открытое письмо ЦК КПСС партийным орг-циям, всем коммунистам Сов. Союза, М., 1963; Заявление Сов. пр-ва, "Правда", 1963, 21–22 сент., № 264–265; Генеральная линия междунар. коммунистич. движения и раскольнич. платформа кит. руководства, "Коммунист", 1963, № 14.

П. В. Куцобин, Л. Н. Андронников. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia