Горький М.
В творчестве и орг.-издат. деятельности Г. значит. место заняли вопросы истории. Взгляды Г. на историю и ист. науку формировались под влиянием революц. движения, особенно опыта революции 190507, революц.-демократической, а затем марксистско-ленинской мысли, сближения с большевистской партией. К марксистскому пониманию истории Г. шел, преодолевая при поддержке В. И. Ленина, большевистской партии нек-рые идейные заблуждения. Лучшие произведения Г. проникнуты верой в победу пролетариата, большевиков, являющихся, по выражению Г., зачинателями новой истории. В основе ист. взглядов Г. признание закономерностей истории, мысль о народе, как гл. творческой силе ист. процесса: "...Массы народные... единственные силы, способные создать действительное возрождение жизни..." (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 23). Г. боролся с антидемократич. идеологией ""Вех"", со всеми, кто "вычеркнул рус. народ из рус. истории". Отдельные преувеличения Г. застоя в обществ. жизни Востока (в нек-рых статьях 190817) не умаляли его интереса в истории нац.-освободит. движения и культуры восточных народов. Он резко осуждал Г. Трейчке и др. идеологов шовинизма и расизма в ист. науке. Мастерство Г. в ист. жанре проявилось не в изображении отдаленных эпох, а в произведениях, в к-рых ист. повествование доведено до современности. Таковы прежде всего "Дело Артамоновых" (1925) роман о поколениях купеч. семьи от 1861 до Окт. 1917, и эпопея "Жизнь Клима Самгина" (192536) художеств. хроника рус. жизни с 80-х гг. 19 в. до апр. 1917. Крушение либерального народничества и победа марксизма, создание большевистской партии, превращение ее в партию широких пролетарских масс, хищничество и загнивание капитализма, деградация и саморазоблачение идеологич. прислужников буржуазии самгиных показаны в романе на широком фоне рус. и зап.-европ. жизни. Историзм эпопеи в обусловленности сюжета и характеров реальными ист. событиями, в документально точном воспроизведении главных из них ("Ходынка", похороны Н. Э. Баумана, 9 янв. и Моск. вооруж. восстание 1905, начало империалистич. войны, Февр. революция, возвращение Ленина в Петроград в апр. 1917 и др.). Задуманные в 190010 "Дело Артамоновых" и "Жизнь Клима Самгина" не случайно написаны после Окт. революции, сообщившей отраженным в ней процессам ист. перспективу. Историзм присущ и произведениям Г. о недавнем прошлом. В романе "Мать" (1906), в основу к-рого положены события 1902 первомайская демонстрация в Сормове и суд над ее участниками, Г. впервые в лит-ре отразил процесс превращения рабочего движения в сознательную борьбу за социализм. Ленин говорил об этом произведении: "... книга нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают "Мать" с большой пользой для себя" (Горький М., Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Г. автор многочисл. мемуарных портретов современников. Многогранный образ вождя революции воссоздан Г. в очерке "В. И. Ленин". Г.-мемуарист дал портреты деятелей большевистской партии (Л. Б. Красина, И. И. Скворцова, Камо), рабочих-революционеров (Д. Павлова, Н. Вилонова), писателей (Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова и др.), зарисовки представителей буржуазии (С. Морозова, Н. Бугрова) и др. Публицистика и лит.-критич. работы Г. насыщены ист. параллелями, экскурсами. В "Письме к монархисту" (1911), обозревая историю рус. самодержавия от Петра III до Николая II, Г. разоблачает антинар. сущность царизма, доказывает неизбежность революции. В ст. "Разрушение личности" (1909), лекциях "История рус. лит-ры" (1909) и др. работах он отстаивал материалистич. взгляд на историю культуры, рассматривал лит. процесс как отражение общих ист. закономерностей.
В докладе на 1-м съезде сов. писателей (1934) Г. противопоставил реакц. бурж. лит-ре, искажающей историю и действительность, лит-ру социалистич. реализма, призвал сов. писателей к всестороннему познанию прошлого и настоящего сов. Родины. В публицистике Г. сов. эпохи антитеза "нового" и "старого" показывает масштабы изменений, происшедших в жизни народов СССР. Художеств. опыт Г. оказал большое влияние на творчество А. Толстого, А. Чапыгина, О. Форш и др. мастеров сов. историч. романа.
Г. многообразно пропагандировал и популяризировал ист. знания, постоянно указывая на их воспитат. роль (статьи "Народ должен знать свою историю", 1931, "Знать прошлое необходимо", 1935, и мн. др.).
В 191721 Г. организует охрану памятников культуры, искусства, архивов, библиотек. В 30-е гг. он выступает как инициатор и организатор работы по созданию "Истории гражданской войны в СССР", серии книг ""История фабрик и заводов"". Начинания Г. показали его широкую эрудицию в области истории, укрепили связи с сов. историками. Г. оказывал помощь в работе над мемуарами А. Бадаеву, Н. Буренину, П. Заломову и др. революционерам. Под его ред. начали выходить историко-лит. и биографич. серии ("История молодого человека 19 в.", "Историч. романы", "Жизнь замечат. людей" и др.).
Соч.: Собр. соч., т. 130, М., 194955; История рус. лцт-ры (Архив А. М. Горького, т. 1, М., 1939).
Лит.: В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, док-ты, 2 изд., М., 1961; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1948; Луначарский А. В., Статьи о Горьком, М., 1938; Шаумян С. Г., Литературно-критические статьи, M., 1952; M. Горький в эпоху революции 190507 гг. Мат-лы, воспоминания, исследования, М., 1957; А. М. Горький и создание истории фабрик и заводов. Сб. док-тов и мат-лов, М., 1959; Летопись жизни и творчества А. М. Горького, т. 14, М., 195860; Хамов К. H., A. M. Горький и историч. наука. Горький, 1958; Найда С. Ф. и Ρыбаков М. В., Роль А. М. Горького в организации издания "Истории гражданской войны в СССР", "ВИ", 1958, № 8.