Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Вьетнам





ВЬЕТНÁМ (Viêt-nam) – страна в Юго-Вост. Азии, в вост. части п-ова Индокитай; граничит с КНР (на С.), Лаосом и Камбоджей (на З. и Ю.-З.). Площ. 328 тыс. км2. Нас. ок. 30 млн. чел. (1960). Св. 85% населения-вьетнамцы (кинь), кроме того, таи, мыонги, тхай, нунги, мео, маны, кхмеры, зё-жаи, еде и др.

2 сент. 1945 было провозглашено создание на территории всей страны Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). В соответствии с Женевскими соглашениями (1954) В. временно разделен демаркац. линией, проходящей неск. южнее 17° с. ш. На территорию к С. от нее распространяется власть пр-ва ДРВ. Площ. этой терр. 157 тыс. км2. Нас. 15,9 млн. чел. (1960). Гл. города: Ханой (столица ДРВ), Хайфон, Намдинь, Винь. Территория к Ю. от демаркац. линии контролируется пр-вом т. н. Республики Вьетнам. Площ. этой терр. 171 тыс. км2. Нас. ок. 14 млн. чел. (1960). Гл. города: Сайгон, Тёлон (Шолон), Хуэ. ДРВ – социалистич. гос-во. Высший орган гос. власти – Нац. собрание. Исполнительный орган Нац. собрания и высший адм. орган – Совет Министров. Гос. флаг и герб В. – см. в таблицах к статьям "Герб государственный" и "Флаг государственный".

Исторический очерк

Обзор историографии В. Периодизация истории В. Вьетнамская феод. историография начала складываться в 13 в. Первым крупным ее представителем явился "Ле-ван-Хыу", издавший в 1272 "Дайвьет ши ки" ("Исторические записки о Дайвьете"), очерк истории вьетнамского гос-ва с древнейших времен (осн. внимание уделено 10 – нач. 13 вв.). Эта работа, как и труды Ле Така [""Аннам ти лыок"" ("Записки об Аннаме"), кон. 13 – нач. 14 вв.], Ли-те-Сюйена ["Вьет-зиен у линь тап" ("Сборник незримых покровителей страны вьетов"), 1329], Фан-фу-Тиена ["Дайвьет шы ки тык биен" ("Комментированная история Дайвьета"), 1453] и др. были написаны под влиянием феод. кит. конфуцианской историографии того времени. Новое течение во вьетнамской феод. историографии утвердилось после появления в 1479 труда "Нго-си-Лиена" "Дайвьет шы ки Тоан тхы" ("Полная история Дайвьета"), подчеркнувшего самостоятельный характер развития вьетнамского гос-ва, что нашло, в частности, свое отражение во впервые введенной им и в дальнейшем воспринятой всей вьетнамской феод. историографией периодизации (до 939, когда вьетнамское гос-во стало официально независимым от кит. империи – "предварительная часть", с 939 – "основная часть"). Для труда Нго-си-Лиена и последующих работ [Фам-конг-Чы "Дайвьет шы ки бан ки тык биен" ("Комментированная основная история Дайвьета"), 1665; "Ле-кюи-Дон" "Дайвьет тхоунг шы" ("История Дайвьета"), 1749, и др.] характерны прославление вьетнамской феод. монархии, политич. тенденция к утверждению единого централизованного гос-ва.

В этих книгах изложение строилось по хронологич. принципу и осн. внимание уделялось политич. истории. Новый период в развитии вьетнамской феод. историографии начался с выходом в 1821 работы "Фан-хюи-Тю" "Лыть чиеу тьыонг лоай ти" ("Описание установлений всех династий"), где была дана попытка сравнительного анализа экономич., юридич. и политич. институтов, рассматриваемых в каждом случае на протяжении всей истории В. Элементы историч. анализа, появившиеся в труде Фан-хюи-Тю, получили свое развитие в крупнейшем вьетнамском произведении "Кхам динь Вьет шы тхоунг жям кыонг мук" ("Полный обзор истории Вьета", 1858–84; произведение известно также под сокращенным названием "Кыонг мук"), написанном группой авторов под руководством Фан-тхань-Жяна.

С захватом В. франц. колонизаторами (50–80-е гг. 19 в.) развитие вьетнамской историографии стало проходить под влиянием франц. бурж. историографии. Наиболее крупными работами вьетнамских историков, написанными с проколонизаторских позиций, были книги Чыон-винь-Ки и Зыонг-куанг-Нама. Особое место во вьетнамской бурж. историографии занимает подробное исследование по истории В. Ле-тхань-Кхоя написанное с объективистских позиций. Буржуазная историография по В. представлена в основном работами франц. авторов. Характерной ее чертой является стремление к оправданию и приукрашиванию франц. колониального режима во В., извращение истории вьетнамского народа с позиций, угодных колонизаторам. Бурж. историография дала нек-рое количество конкретных исследований, преим. в области древней и средневековой истории В. (работы А. "Масперо", Л. Кадьера Л. Оруссо, Р. Делюсталь и др.), научная ценность к-рых, однако, во многом снижается из-за преимущественного интереса их авторов к верхушечной политич. истории В.

Первое марксистское исследование по истории В. было написано Хо Ши Мином в 1925 – "Суд над франц. колониальным режимом" ("Le procès de la colonisation français"). Конкретная разработка проблем истории В. с марксистских позиций была начата в СССР в 40-х гг. работами А. А. Губера и В. Я. Васильевой. После образования в 1945 ДРВ началось становление и развитие марксистской историч. науки во В. В 1953 в ДРВ был создан Комитет по изучению литературы, истории и географии при ЦК Партии трудящихся В. (ПТВ) (издавал журнал "Văn su᾽ Dia"), в 1959 – Институт истории В. Основное внимание вьетнамские ученые уделяют истории трудящихся масс, нац.-освободит. борьбы вьетнамского народа, народно-демократич. революции и социалистич. переустройства В., разоблачению бурж. фальсификации истории В. Созданы работы, освещающие восьмидесятилетнюю борьбу вьетнамского народа против франц. колонизаторов ("Чан-хюи-Лиеу"), историю Августовской революции 1945 ("Чыонг Тинь", Ван Tao, Тхань-тхе-Ви, Нгуен-конг-Бинь), развитие и рост вьетнамского рабочего класса ("Чан-ван-Зяу"), историю ПТВ ("Минь Чань", Буй-конг-Чынг и др.). Большое внимание уделяется научному изучению вопросов древней и ср.-век. истории В. (Ван Тан, Дао-зюй-Ань и др.). В противоположность бурж. историографии, в центре внимания ученых ДРВ находятся социально-экономич. проблемы и история классовой борьбы в древнем и феод. вьетнамском обществе. В 1956–60 проходила дискуссия по проблеме рабовладельческого строя во В., исследовались земельный вопрос, специфич. черты развития феодализма во В., социальная орг-ция средневекового крестьянства, был опубликован ряд историч. памятников. Ин-том истории В. готовится труд по Всеобщей истории В. (под общей ред. Чан-хюи-Лиеу и Ван Тана); работа подобного типа уже создана коллективом авторов Ханойского ун-та. В 50–60-х гг. в СССР созданы монографич. исследования по истории нац.-освободит. борьбы вьетнамского народа (С. А. Мхитарян, А. П. Шилтова и В. А. Мордвинов, И. М. Щедров), по аграрной реформе в ДРВ (А. Г. Мазаев), по истории великой крест. войны тэйшонов (И. А. Огнетов), опубликованы научные статьи по социально-экономич. преобразованиям в ДРВ (А. А. Губер, В. А. Зеленцов и др.), по древнему и средневековому периодам жизни В. (Д. В. Деопик, А. И. Мухлинов). Значит. вклад в развитие марксистской историографии по В. внес франц. историк Ж. Шено, опубликовавший в 1955 очерк истории вьетнамского народа. По ряду вопросов периодизации истории В. в историч. науке еще не сложилось единых точек зрения. Примерно в истории В. можно выделить следующие осн. периоды: 1) Период первобытнообщинного строя (до 3 в. до н. э.). 2) Период раннерабовладельческого строя (3 в. до н. э.– 2 в. н. э.). 3) Период раннего феодализма (3 – нач. 10 вв.). 4) Период развитого феодализма (нач. 10 – конец 18 вв.), делится на подразделы: время феод. раздробленности (нач. 10 – нач. 11 вв.); время централизованного феод.-бюрократич. гос-ва (10-е гг. 11 – сер. 16 вв.); время формирования помещичьего землевладения (сер. 16 – конец 18 вв.). 5) Период позднего феодализма (нач. 19 в. – 1884), делится на подразделы: складывание во В. абсолютистской монархии (нач. 19 в. – 50-е гг. 19 в.) и время, когда самостоятельное историч. развитие В. было насильственно прервано франц. колонизаторами, захватившими страну (1858–84). 6) Вьетнамское общество в период колониального господства франц. империализма (1885–1945). Этот период, характеризующийся в социально-экономич. отношении захватом ключевых позиций в экономике страны франц. империалистами, консервацией феод. и полуфеод. отношений в с. х-ве, замедл. развитием капиталистич. уклада, делится на: подпериод 1885–1917 – установление режима колониальной эксплуатации во всем В. и зарождение нац.-освободит. движения против колонизаторов; подпериод 1918–30 – усиление империалистич. закабаления В. и нарастание в стране под влиянием Октябрьской революции в России нац.-освободит. борьбы; подпериод 1930–45 – переход руководства революц. и нац.-освободит. движением в стране к рабочему классу. 7) В. с 1945. Этот период делится на два подпериода: подпериод от Августовской революции 1945 до окончания войны Сопротивления (июль 1954), приведший к выполнению задач национальной народно-демократич. революции в Сев. В., и подпериод с 1954, характеризующийся переходом Сев. В. к строительству социализма и развертыванием антиимпериалистич. и антифеод. борьбы в Юж. В.

Период первобытнообщинного строя (до 3 в. до н. э.). Терр. В. входит в ареал формирования человека совр. типа. В центр. В. обнаружены (в 1960) памятники материальной культуры нижнего палеолита. В верх. палеолите и мезолите здесь существовала бакшонско-хоабиньская культура. В неолите В. вошел в широкую область культур, характеризующихся употреблением "плечикового топора" и керамики со штампованным орнаментом. Отдельные металлические орудия сев.-кит. типов появились на рубеже 2–1-го тыс. до н. э. Самостоятельная культура эпохи бронзы возникла в сер. 1-го тыс. до н. э. (культура "Донгсон"). На рубеже нашей эры на терр. В. совершился переход к железному веку. В период неолита и ранней бронзы население бассейна р. Хонгха (Красной) и низовьев р. Меконг по своему антропологич. облику относилось к индонез. антропологич. типу и говорило, по-видимому, на языках аустроазиатской семьи. Осн. занятиями населения были земледелие, отчасти рыболовство и в меньшей степени охота. Центр. районы В. занимали протоиндонез. племена, осн. занятиями которых были охота и рыболовство. У племен, населявших терр. В., господствовали в этот период первобытнообщинные отношения. Вопрос о формировании непосредственных предков вьетнамцев, известных в источниках под именем лаквьетов, связан с историей этнич. группы вьет (юэ), в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э., занимавшей низовья р. Янцзы, а затем начавшей перемещаться к югу, в бассейны pp. Сицзян и Хонгха, где она смешивалась с протоиндонез. и аустроазиатскими племенами.

Период раннерабовладельческого строя (3 в. до н. э. – 2 в. н. э.). По вопросу о социальной структуре раннеклассового общества во В., а также по вопросу о времени формирования этого об-ва в историч. науке существуют разные мнения. Одни ученые относят формирование клас. общества во В. к 3 в. до н. э. и считают, что В. прошел через стадию раннерабовладельческого строя; другие относят формирование классового общества к более позднему периоду (первые века н. э. и полагают, что вьетнамское общество перешло непосредственно от первобытнообщинного строя к феодальному. Исследователи первого из этих двух направлений полагают, что процесс разложения родового строя на территории Северного В., ускоренный перемещением сюда части вьетов, привел в 3 в. до н. э. к образованию раннерабовладельческого государства "Аулак".

Основными производителями в Аулаке были земледельцы-общинники (лакзаны), в меньшей степени – рабы (ноле); господствующий класс (лакчыонги и лакхэу) состоял из бывшей родоплеменной верхушки – крупных землевладельцев и служилой знати. В 207 до н. э. государство Аулак попало в зависимость от вьет-ского государства "Намвьет", сформировавшегося во 2-й половине 3 в. в бассейне р. Сицзян; возникло двуединое вьетское гос-во Намвьет-Аулак. Захват Намвьета-Аулака кит. императором У-ди (династия Зап. Хань) в. 111 до н. э. привел к включению Аулака в состав империи Зап. Хань. Терр. Аулака была разделена ханьской администрацией в 110 до н. э. на три провинции (Цзяо-чжи, Цзю-чен и Е-нань). В нач. 1 в. н. э. ханьская администрация стала проводить широкую ассимиляцию лаквьетов и усилила их налоговую эксплуатацию. Это вызвало в 40–43 всеобщее восстание против ханьской династии, возглавленное героинями вьетнамского народа сестрами Чынг (см. ""Двух сестер" восстание"). Это восстание, как и последовавшие за ним во 2-й пол. 1 в. и особенно во 2 в. многочисл. выступления лаквьетов-общинников, вынудили ханьские власти отказаться от политики ассимиляции. Лаквьеты сохранили свою общинную организацию и свою самобытную культуру. Фактич. власть в стране лаквьетов постепенно перешла от ханьской администрации к местной служилой знати (куанам).

В центр. части совр. В. во 2 в. н. э. у племен индонез. языковой семьи тьямов сложилось классовое общество и гос-во – "Тьямпа".

В 3 в. до н. э. – 3 в. н. э. у лаквьетов шел процесс развития самобытной духовной и материальной культуры. Формировался язык, отличный как от языков более северных групп вьетов, так и от языков более южных аустроазиатских групп (протокхмерских), складывался нар. эпос (легенда о Золотой черепахе и др.). Развивалась своеобразная деревянная архитектура с центральностолбовыми конструкциями, без несущих стен. Самобытное искусство лаквьетов характеризуется многими реалистич. изображениями и сложными композициями на бронзовых барабанах, многочисл. скульптурами, выполненными в своеобразной манере. Раннерабовладельческие отношения нашли свое идеологич. отражение в создании религиозной системы, в к-рой наряду со старыми родовыми анимистическими верованиями значит. роль играли культ предков (при этом все более распространялся гос. культ предков выонга) и сложные магические представления. С нач. н. э. на лаквьетскую культуру начали оказывать известное влияние кит. культура и индийский буддизм, появились произведения искусства смешанных стилей (находки в погребениях 1–3 вв. в дельте р. Хонгха).

Период раннего феодализма (3 – нач. 10 вв.). В 3–4 вв. на базе усилившегося развития производит. сил [повсеместное применение железных орудий, совершенствование ирригации, распространение плужного земледелия, развитие деревенских ремесел, введение новых с.-х. культур (соя, хлопок) и более совершенных агро-технич. приемов, заимствованных из Китая] на терр. Сев. В. происходило формирование феод. отношений в формах, близких к кит. феодализму того времени. В эти же века на базе лаквьетов начала складываться вьетнамская народность, формирование к-рой в основном завершилось к концу периода раннего феодализма. Характерной чертой складывавшегося вьетнамского феодализма было сохранение общинной организации (са) как основы эксплуатации крестьян феодалами. К нач. 6 в. обострились противоречия между служилой феод. знатью – куанами, фактически правившими страной, и верховной кит. администрацией. В 544 вьетнамцы под руководством крупного куана Ли Бона изгнали кит. губернатора из страны. В Сев. В. возникло независимое вьетнамское раннефеод. гос-во "Вансуан", где правила основанная Ли Боном династия Ли (Ранняя, 544–603). В 603, после многолетних войн, Вансуан был вновь завоеван кит. династией Суй (581–618), однако фактическая власть в стране по-прежнему оставалась в руках вьетнамских куанов. Сменившая династию Суй кит. династия Тан (618–907) реорганизовала центр. управление В. [создание в 622 Общего управления Умиротворенным югом (Общее управление Аньнань); Аньнань стало названием Сев. В. в 7 – сер. 10 вв.], что несколько ослабило позиции куанов, но позиции танской империи во В. в целом оставались непрочными. В 20-х гг. 8 в. произошло новое освободит. восстание в стране, возглавленное феодалами народности мыонг, родственной вьетнамцам. Подавление восстания стоило Танам значит. усилий. Постепенно при формальном сохранении Общего управления Аньнань власть вновь перешла к куанам. В конце 8 – нач. 9 вв. должность губернатора Аньнаня стала наследственной в местном феод. роде Фунг.

Период развитого феодализма (нач. 10 – конец 18 вв.). Время феодальной раздробленности (нач. 10 – нач. 11 вв.). К 10 в. феодальный способ производства стал господствующим во В. По своему социально-экономич. развитию вьетнамское общество достигло уровня наиболее развитых феод. обществ Д. Востока (Китай, Япония, Корея). С 9–10 вв. начался процесс создания единой ирригационной сети Сев. В., состоявшей из магистральных каналов и больших дамб, строившихся центр. властью, и местных ирригац. систем, создававшихся крупными феодалами и объединениями общин. В с. х-ве дополнительно к старым культурам (рис, садовые культуры) вводились новые: огородные культуры, пряности, технич. культуры (шелководство). Источники, начиная с 11 в., свидетельствуют о широком развитии рыбоводства, о распространении в качестве второго (после риса) осн. продукта питания рыбного соуса "ныок-мам". Широкое распространение получили соляные промыслы как самостоятельная отрасль х-ва. Начало развиваться горнодобывающее дело (черные и цветные металлы, олово, золото, серебро). Усилился процесс отделения ремесла от с. х-ва, развивались города (Тханглаунг, Тханьхоа и др.). Появились новые виды ремесла [производство высококачественных тканей, бумаги (ранее ввозившихся из Китая), поливной керамики, оружия и т. д.].

Одновременно сложился в основных чертах самобытный тип вьетнамской материальной и духовной культуры, усвоившей в то же время многие достижения культуры кит. народа. Эти внутр. процессы в сочетании с ослаблением в этот период власти Танов на юге империи привели в нач. 10 в. к фактич. восстановлению независимости вьетнамского гос-ва. Освободит. борьба вьетнамцев против кит. феод. монархии конца 9 – нач. 10 вв. привела к тому, что с 906 у власти во В. встала местная династия Кхук (906–923). Окончательное оформление независимости В. произошло в 939, когда при династии Нго (939–965) вьетнамские феодалы отказались от кит. сюзеренитета; в 968 страна получила новое название – Дайковьет ("Великий древний Вьет"). Символом достижения независимости страны было перенесение столицы из кит. цитадели Дайла (район совр. Ханоя) в древний центр Аулака Колоа [к С. от слияния pp. Хонгха (Красной) и Да (Черной)]. Основой феод. отношений в Дайковьете была, как и при Танах, верховная собственность на всю землю монарха (вуа). Земля обрабатывалась общинниками, зависимыми или непосредственно от феод. гос-ва или от феодалов-чиновников, к-рые получали ренту-налог от общин, переданных вуа в их временное владение. Одновременно значит. часть общин находилась в непосредственной зависимости (минуя монарха) от крупных феодалов (сы куанов), наследственно владевших землями с находящимися на них общинами. Крупные феодалы – сы куаны стремились свести власть вуа к минимуму и стать полностью самостоятельными в своих уделах. Уже при Нго Кюйене [939–945], основателе династии Нго, В. стал распадаться на владения сы куанов, каждый из к-рых был не намного слабее вуа. После смерти Нго Кюйена страна распалась на 12 крупных уделов, во главе к-рых стояли боровшиеся между собой сы куаны ("эпоха 12 куанов", 945–968). Разорение страны междоусобными феод. войнами вызывало недовольство общинников, представлявших реальную частично вооруженную силу, поскольку большая часть крестьян еще недавно участвовала в освободит. войнах с кит. монархией. В преодолении феод. раздробленности были заинтересованы также в значит. мере средние и мелкие феодалы-чиновники, к-рые не могли без опоры на сильное гос-во реализовать свое условное владение общинами. Опираясь на эту часть феод. класса и пользуясь поддержкой общин, вуа династий Динь (968–981) и Ле (Ранняя, 981–1009) повели борьбу с сы куанами. При вуа Динь Бо Лине [968–979] часть из них была лишена своих владений, земли остальных были раздроблены на новые адм. единицы, политич. контроль над к-рыми перешел к чиновникам вуа. Борьба за централизацию страны была продолжена в последней четверти 10 в. при вуа Ле Хоане [981–1005], когда в источниках исчезло упоминание о сы куанах и на смену феод. дружинам стала создаваться регулярная армия.

В период раннего феодализма развитие культуры складывавшейся вьетнамской народности происходило на базе развития местных лаквьетских. традиций, обогащавшихся многими достижениями кит. цивилизации. Продолжал формироваться вьетнамский нар. эпос, отражавший освободит. борьбу вьетнамцев. Лит-ра господствующего класса в значит. степени базировалась на переработке традиционных буддийских и кит. литературных сюжетов. В прикладном искусстве в 6–9 вв. господствовал т. н. стиль "Дай-ла", воспринявший ряд кит. и индийских мотивов, но в целом самостоятельный. В архитектуре, наряду со строительством башен-ступ, развивалось строительство одноэтажных храмов, состоящих из нескольких залов, расположенных по одной оси. Образование в этот период находилось в руках конфуцианских ученых (в 4–6 вв. гл. обр. выходцев из Юж. Китая, позже – в основном вьетнамцев), осн. проводников кит. культурного влияния. Наряду с дальнейшим развитием местных религиозных верований на базе учения индийской буддийской секты Дхьяна в 6–9 вв. формировалась вьетнамская форма буддизма – тхиен, господствующая форма религ. идеологии в 10 – нач. 11 вв.

Время централизованного феод.-бюрократич. гос-ва (10-е гг. 11 – сер. 16 вв.). В 1-й пол. 11 в. в Дайковьете стало оформляться централизованное феод. гос-во, с помощью разветвл. феод.-бюрократич. аппарата эксплуатировавшее крестьян-общинников. Осн. адм. и фискальной единицей продолжала быть община, внутри к-рой общинная верхушка раскладывала подушные и поземельные налоги (ренту-налог, идущую феод. гос-ву), набирала рекрутов и контролировала выполнение общинниками гос. барщины. Налоги были в основном натуральные, но отдельные категории их взимались и деньгами. Внутри общин была сосредоточена значит. часть средневекового вьетнамского ремесла; часть ремесленников, по данным источников, относящимся к 11–12 вв., жила в городах [особенно в столице Дайковьета (с 1010) Тханглаунге (совр. Ханой)] и в деревнях-цехах (фаунг). Средние и мелкие феодалы в основном были представлены служилой феод. бюрократией. Значительной властью пользовались крупные феодалы (уже не сы куаны, а в основном члены королевской семьи) и буддийские монастыри (буддийское церковное землевладение получило широкое распространение с 10 в.); часть общинников находилась в непосредственной зависимости от этих крупных светских и духовных феодалов. Власть феод. гос-ва опиралась на регулярную армию и королевскую гвардию. Феод. бюрократия комплектовалась по кит. системе экзаменов; она получила к сер. 11 в. четкую иерархическую структуру. Идеологич. оформление власти класса феодалов в централизованном вьетнамском гос-во нашло свое выражение в формировании в 11 в. общевьетнамской синкретической религ. системы, базирующейся на сочетании старых местных религиозных верований (божества Земли и Неба) с вьетнамской формой буддизма (тхиен) и конфуцианством.

Укрепившееся вьетнамское гос-во [с 1069 название Дайковьет было заменено на Дайвьет ("Великий Вьет")] начало во 2-й пол. 11 в. борьбу за расширение своих владений. На С. терр. вьетнамского гос-ва расширилась в результате присоединения к Дайвьету терр. племен нунг (совр. пров. Каобанг). На Ю. армия Дайвьета заняла в 1069 сев. провинции Тьямпы (совр. пров. Куангбинь и Куангчи). Эти районы были уже заселены вьетнамцами-общинниками в ходе постепенного заселения ими терр. совр. Центр. В., к-рое началось в интенсивных формах на рубеже 10–11 вв. и составляло одну из характерных черт истории В. на протяжении всего периода развитого феодализма. Высокая вьетнамская земледельческая культура охватывала постепенно долины Центр. В. С нач. 12 в. Дайвьет вступил в полосу длительных войн с Тьямпой, продолжавшуюся до нач. 13 в. Разорение общинников, происходившее в связи с этими войнами, повлекло за собой в сер. 12 в. обострение классовой борьбы, ознаменовавшейся многочисленными антифеод. крест. восстаниями. В ходе борьбы с крест. восстаниями и воен. бунтами последние правители династии Ли все более обращались к помощи могуществ. Феод. дома Чан, представители к-рого, сыграв решающую роль в подавлении восстаний и укреплении власти феодалов, отстранили с 1225 Ли от власти и основали свою собственную династию Чан (1225–1400).

Первые вуа из династии Чан совершенствовали систему феод. эксплуатации, базирующуюся на ренте-налоге. В 1233–42 была унифицирована вся адм. система [разделение всего Дайвьета на 12 провинций (ло) с единообразным управлением], проведена полная перепись населения, каждая община была поставлена под контроль гос. чиновника – представителя феод. бюрократии; был введен (1230) вьетнамский свод законов, строго охранявший привилегии класса феодалов. При Чанах была создана сильная армия (100 тыс. чел. в мирное время, более 200 тыс. чел. – в военное) и флот, организована (в 1253) воен. академия в Тханглаунге. В 1257–88 Дайвьет трижды подвергся вторжению монг. армий "Хубилая". Борьба против монг. нашествия охватила весь народ, выдающуюся роль в ней сыграл полководец "Чан-хынг-Дао". Все походы монг. феодалов потерпели поражение, Дайвьет отстоял свою независимость. В конце 13 в. Дайвьет вел борьбу с усилившимся лаосским гос-вом "Лансанг" на Среднем Меконге. С нач. 14 в. Дайвьет возобновил движение на юг, где им были по договору 1307 с Тьямпой приобретены области О и Ри в р-не совр. г. Хуэ.

Длительные войны 2-й пол. 13 – нач. 14 вв. привели к усилению феод. эксплуатации и подорвали с. х-во, участились крест, восстания; толпы обнищавших общинников бросали деревни и селились во владениях крупных феодалов, где их не могло облагать налогами центр. пр-во. Власть крупных феодалов укреплялась, а власть вуа слабела. Во 2-й пол. 14 в. крест. восстания продолжали нарастать (особенно крупное в 1379 в дельте р. Хонгха). К 1377 тьямы вторглись в Юж. Дайвьет. В условиях крест. восстаний, воен. поражений и значит. упадка центр. власти служилая знать сгруппировалась вокруг канцлера Ле-кюи-Ли (Хо-кюи-Ли), фактич. правителя страны с 1378. Он укрепил армию и вернул отторгнутые Тьямпой области Дайвьета (1389). После этого Ле-кюи-Ли приступил к проведению реформ, имевших целью подорвать власть крупных феодалов, укрепить положение центр. власти и феод. бюрократии (в т. ч. мелкой и средней). Наиболее существенной среди них была земельная реформа 1397, по к-рой размер наследств. земельных владений феодалов был установлен не св. 10 мау (1 мау=3 600 м2). Реформа нанесла сильнейший удар по прослойке крупных феодалов, не затронув при этом имущественных интересов феод. бюрократии, продолжавшей иметь значит. земельные владения в условном держании. Основанная Ле-кюи-Ли династия Хо (1400–1407) реорганизовала гос. аппарат, были усилены контрольные органы, восстановлена строгая централизация. Реформаторская деятельность Ле-кюи-Ли и его сына Хо-хан-Тхыонга [1400–1407] встретила ожесточ. сопротивление крупных феодалов и отстраненных династией Хо от власти придворных чиновников династии Чан. Крупные феодалы под лозунгом восстановления власти династии Чан обратились за помощью к кит. династии "Мин" (1368–1644). Хо были разбиты армией кит. императора Юн-ло, в 1407 их династия была свергнута, многие реформы Хо отменены. Но начавшаяся кит. оккупация столкнулась с массовым нар. партизанским движением. С 1418 патриотич. силы стали группироваться вокруг полководца "Ле Лои". В 1427 минские войска были изгнаны из Дайвьета. Победа в освободит. борьбе и сильная армия позволили Ле Лои, основавшему императорскую династию Ле (Ле Поздняя, 1428–1789), и его ближайшим преемникам довести до конца централизаторскую программу средних и мелких феодалов-чиновников.

Первым мероприятием Ле Лои было проведение переписи земель (1428), сопровождавшейся конфискацией земли у сторонников Минов (значит. части крупных феодалов). Проводилось сселение обезлюдевших общин, создавались воен. поселения на юге. Были восстановлены периодич. переделы земли внутри общин, прекратившиеся в предшествующие десятилетия. Была запрещена передача общин в личное врем. пользование феодалам-чиновникам. Взамен было введено денежное вознаграждение или предоставление свободной земли. Это были первые шаги к формированию поместного землевладения. Вместе с тем при Ле Лои община была поставлена под еще более строгий контроль чиновников-феодалов, внутр. самоуправление общин было резко ограничено (кодекс Ле, 20-е гг. 15 в.). Характерной чертой вьетнамской деревни этого времени было наличие значит. числа безземельных крестьян, не входивших в списки общинников и эксплуатировавшихся непосредственно гос-вом (на общественных работах), феодалами и богатыми общинниками (минуя общинную орг-цию). Осн. формой их эксплуатации феодалами и богатыми общинниками становилась кабальная аренда. При императоре Ле-тхань-Тонге [1460–97] к Дайвьету был присоединен ряд областей на З. и окончательно (в 1471) подчинена Тьямпа. Войны Ле-тхань-Тонга сопровождались разорением части крестьян-общинников. Разросшийся феодально-бюрократич. аппарат привел к усилению налогового гнета. Первые десятилетия 16 в. ознаменовались крупными крестьянскими восстаниями, наиболее значительным из к-рых было восстание под руководством Чан Као в 1516–24 в центр. р-нах Сев. В. В это же время начались выступления против центр. власти усилившихся феодальных домов (Маки, Нгуены, Чини); базой этих выступлений стали юж. и зап. р-ны, недавно вошедшие в состав Дайвьета, экономически еще слабо связанные со старыми р-нами.

Время формирования помещичьего землевладения (сер. 16 – конец 18 вв.). К сер. 16 в. центр. пр-во династии Ле почти полностью утратило контроль над страной. Фактич. власть в стране осуществлялась Маками, Нгуенами и Чинями; каждый дом стремился овладеть центр. властью и вел борьбу с другими двумя своими соперниками. В феод. войнах с конца 16 – нач. 17 вв. начало широко применяться огнестрельное оружие местного вьетнамского производства. В ходе внутр. войн все большую роль в стране играют мелкие и средние феодалы-воины (не чиновники), получавшие от соответствующего феод. дома за службу земли. Быстрыми темпами формировалось поместное землевладение. К концу 16 в. политич. власть в стране перешла от дома Маков (фактически правившего большей частью страны уже с 20-х гг. 16 в.) к домам Чиней и Нгуенов. К 30-м гг. 17 в. в Дайвьете при сохранении номинальной власти династии Ле фактически сложилось два (централизованных) государства: гос-во Чиней на терр. современного Сев. В. и совр. Центр. В. до пров. Нгеан (со столицей Тханглаунг) и гос-во Нгуенов на терр. большей части совр. Центр. В. (со столицей Фусуан – совр. Хуэ). К концу 17 в. Чини завершили освоение сев.-зап. районов В., а Нгуены начали закрепляться на терр. совр. Юж. В. С сер. 17 в. в стране интенсивными темпами шел процесс распада общинной орг-ции. Ослабление общины было связано с ростом производит. сил, создавшим объективные возможности ведения крестьянином х-ва силами отдельной семьи. Ослабленная община, все более терявшая значение экономич. объединения, подвергалась двойной эксплуатации: со стороны старого феод.-бюрократич. аппарата и со стороны владельцев поместий. Все более фиктивной становилась верховная собственность монархавуа на всю землю и резко ослабела вся связанная с нею прежняя система внутриполитич. и экономич. орг-ции вьетнамского общества. Развитие феодализма вело к гибели системы (община – феод. бюрократия – гос. собственность на землю), на к-рой базировался развитой вьетнамский феодализм; вьетнамское общество начало переход к последней фазе феодализма, характеризующейся во В. преобладанием мелкого (при наличии среднего и крупного) помещичьего землевладения. Во вьетнамском феод. обществе в 18 в. все большую роль начали играть города, купечество, горнопромышленники.

В социально-экономич. развитии гос-в Чиней и Нгуенов наблюдались нек-рые различия. Процесс развития поместного землевладения в гос-ве Нгуенов шел более интенсивно. Развитие поместных отношений на С. тормозилось крайней аграрной перенаселенностью, в то время как на Ю. имелись значит. фонды свободных земель, присваиваемых помещиками. Города и торговля были в гос-ве Чиней развиты также слабее, чем в гос-ве Нгуенов. Со 2-й четверти 18 в. на С. страны, в гос-ве Чиней, началась полоса крест. восстаний, продолжавшихся до нач. 50-х гг. 18 в. Наиболее крупным из них было восстание в 1743–51 под руководством "Нгуен-хыу-Кау". Репрессии, с к-рыми феодалы гос-ва Чиней обрушились на крестьян, привели к временному (на тридцать лет) ослаблению крест. движений в этой части Дайвьета.

С 17 в. на терр. Дайвьета обосновалось много исп. (в гос-ве Чиней) и франц. (в гос-ве Нгуенов) миссионеров-католиков. Их попытки распространить католицизм были в этот период сравнительно малоуспешными, их деятельность в значит. мере была направлена к сбору разнообразных сведений о В., сыгравшему важную роль в будущем проникновении европ. держав во В. Двойной гнет, к-рому подвергали вьетнамское крестьянство помещики и феодалы-чиновники (сохранившиеся от периода расцвета феодально-бюрократич. государства, но объективно уже не нужные с переходом феод. общества к системе поместного землевладения), обусловил к последней трети 18 в. новый массовый подъем крест. борьбы. Центром крест. движения стали густонаселенные сев. р-ны гос-ва Нгуенов. Здесь в горном р-не к З. от г. Куиньон [Тэйшон ("Западные горы")] в 1771 началось самое крупное в истории феод. В. крест. восстание, получившее название восстания тэйшонов (см. "Тэйшонов восстание"). Великая крест. война тэйшонов охватила в 1771–76 большую часть терр. гос-ва Нгуенов. В 1786 крест. армия тэйшонов заняла всю терр. гос-ва Чиней на С. страны. Антифеод. борьба вьетнамского крестьянства проходила под лозунгом возвращения реальной власти династии Ле. После формального восстановления власти династии Ле (1786) фактич. власть в стране оказалась в руках тэйшонов. Попытка Ле установить свою действительную власть привела к свержению тэйшонами династии Ле в 1789. К 1802 феодалы юга, возглавляемые представителем дома Нгуенов Нгуеном Фук Анем, при поддержке франц. купцов и миссионеров подавили восстание тэйшонов. Ряд вьетнамских ученых полагает, что в конце 18 в., при тэйшонах, во В. шел процесс зарождения элементов капитализма.

Для вьетнамской культуры периода развитого феодализма характерно, начиная с 10–12 вв., резкое усиление нац. традиций. По-видимому, уже к 12 в. существовала вьетнамская нац. письменность (тьи-ном), постепенно вытеснившая в лит-ре и переписке кит. письменность. С 11 в. развивается ксилографическое книгопечатание. Высшего расцвета вьетнамская феод. культура достигла в 15 в. – в период экономич. и политич. подъема централизованного вьетнамского гос-ва; в последующие века периода развитого феодализма культурная жизнь базировалась в значит. мере на достижениях этого "золотого века" вьетнамской культуры. Самостоятельная вьетнамская лит-ра, возникшая в 12–13 вв., выдвинула крупных оригинальных поэтов[Хан Тхюен (2-я пол. 13 в.), Ли-те-Сюен (14 в.), Тю Ан (14 в.), Нгуен Чай (15 в.), Ле-тхань-Тонг (15 в.), анонимный автор "Линь-нам чить-куай" ("Сборник необычайных жизней в Линь-наме", 15 в.), Нгуен Зы (16 в.), Дао-зюй-Ты (17 в.), Ле-куи-Дон (18 в.)]. Интенсивно развивались прикладные и изобразительные искусства [скульптура, фресковая и лаковая живопись, художественное литье, декоративная керамика (стиль Тханьхоа, с 12 в.), художеств. резьба по дереву и камню, художеств. плетение]. В архитектуре с 11 в. доминировало специфич. вьетнамское одноэтажное строительство с парковыми ансамблями, расположенными по о

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia