Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Возрождение





ВОЗРОЖДÉНИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance), – термин, принятый в научной лит-ре для обозначения периода в идеологич. и культурном развитии ряда стран Зап. и Центр. Европы (в Италии – 14–16 вв., в др. странах – кон. 15–16 вв.), обусловленного зарождением капиталистич. отношений.

История термина "В." и разработка проблем В. в историографии. Термин "В." ведет свое происхождение от самих идеологов нарождавшегося нового класса – буржуазии, утверждавших, что весь историч. период от падения Рим. империи до появления нового мировоззрения был временем упадка великой антич. культуры, к-рую теперь они вновь восстанавливали ("возрождали"). Идеологи В. резко выступали против схоластич. учености с ее зависимостью от религ. авторитетов, за свободу исследования природы, против условного, церк.-средневекового, связанного с визант. традициями изобразит. иск-ва – за возвращение к иск-ву античному, потому что последнее было "естественным", близким к природе. Т. о., представление о В. имеется уже у деятелей этой эпохи, наиболее отчетливо – у итал. живописца и историка иск-ва Дж. Вазари (1511–74) в "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550, рус. пер., т. 1–2, М.–Л., 1933). Он впервые употребил и термин "rinascità" – "возрождение", обозначающий у него всестороннее развитие нового иск-ва, базирующегося на изучении природы.

Не только художники, но и писатели и философы эпохи В. – т. н. гуманисты [так они себя называли за то, что вместо ср.-век. сосредоточения внимания на боге (divina studia) они поставили в центре своего мировоззрения человека – homo (отсюда – humana studia)] отлично понимали, что они и их деятельность открывали новую эпоху. Лоренцо "Валла" говорил, что в его время лит-ра и родств. ей иск-ва (живопись, скульптура и архитектура) "поднялись и вновь возродились", а Марсилио "Фичино", много способствовавший изучению Платона, писал о своем времени: "Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам, до того почти униженным: грамматике, красноречию, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. И все это во Флоренции" (цит. по кн.: "Из истории социально-политических идей", 1955 с. 135–36).

Если у гуманистов термин "В." еще не получил четкого выражения, то в соч. конца 17 – нач. 18 вв. он встречается более определенным. Наиболее полно содержание понятия "Ренессанс литературы" раскрывается в "Историч. и критич. словаре" П. "Бейля" (1695–97). Гуманизм В. он трактовал как просвещенный протест против ср.-век. варварства, как иррелигиозное движение; В. лит-ры в Италии Бейль связывал с появлением греч.-византийских эмигрантов после взятия Константинополя турками. Эта концепция получила широкое распространение в 18 в., в эпоху Просвещения. Деятели Просвещения как идеологи буржуазии, шедшей на революц. штурм феодализма, и непосредственные преемники гуманистов 16 в. развивали дальше понятие В. Вольтер связывал В. с хоз. подъемом и богатством итал. городов и видел в нем "прогресс человеческого разума", пришедший на смену варварству и невежеству средневековья.

Бурж. наука 19 в. попыталась уточнить понятие В., распространив его на различные стороны культурной жизни, и определить характерные черты культуры В., в отличие от культуры средневековья. Она поставила (хотя и не разрешила) проблему взаимоотношения двух наиболее важных явлений, стоящих на грани ср. веков и нового времени: В. и "Реформации". Ж. "Мишле" в 7-й части "Истории Франции" – "Возрождение" ("La Renaissance", 1855), придал понятию В. смысл переворота в мировоззрении. Мишле, продолжая традиции Просвещения, смотрел на В., как на свет, брошенный во мрак варварского средневековья. В., по Мишле, – это одна сторона в процессе общего прогресса, начавшего свое победоносное шествие пробуждением человеч. духа от суеверий и гнета католич. церкви и феодализма. 16 в. дал человечеству два открытия: "открытие Мира" и "открытие Человека". Под последним Мишле подразумевал рождение самосознания человека как личности. Мишле был первым, кто утверждал, что В. и Реформация – явления одного порядка, что это утренняя заря тех идеалов, которые позже в окончат. виде были даны Просвещением. Я. "Буркхардт", наиболее глубокий из бурж. историков В., подхватил лозунги, провозглашенные Мишле ("открытие Мира", "открытие Человека"), но дал им иное толкование. Книга Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860) имела огромный успех, была переведена на мн. яз., в т. ч. и на русский (т. 1–2, 1904–06). Осн. идея работы – выведение всей культуры В. из индивидуалистич. мировоззрения "нового человека". На примере итал. тиранов, кондотьеров, дипломатов и придворных Буркхардт рисует "нового человека", считая его отличит. чертами – преследование личных целей, эгоизм. В ср. века обе стороны сознания – знание о внеш. мире и представление о внутр. содержании самого человека, находились как бы под некой пеленой, сотканной из религии, детской наивности и фантазий. В Италии раньше, чем где-либо, эта пелена падает. Пробуждается реалистич. трактовка гос-ва и вообще всех вещей в мире; возникает с полной силой и субъективный элемент: человек становится индивидуумом, осознает себя как личность, стремится всесторонне развиться, проявить себя вовне. В этом причина стремления нового человека к известности и славе. В целом характеристика Буркхардтом духа В.: безграничный индивидуализм, превращающийся подчас в полную аморальность, субъективное отношение к религии (терпимое, скептическое, насмешливое, иногда совершенно отрицательное). Самый факт индивидуализма как осн. признака миросозерцания "нового человека" отмечен Буркхардтом правильно. Он не объяснил, однако, каковы клас. основы индивидуализма в мировоззрении В. и поэтому стал отыскивать "предшественников" В. в крупных и ярко выраженных индивидуальностях средних веков, в результате чего понятие В. как определенной эпохи стало терять свою определенность. У исследователей более позднего времени (нем. – X. Тоде, англ. – У. Патер и др.) в число "предшественников" В. попали и "Франциск Ассизский" и даже такой религ. мыслитель кон. 12 – нач. 13 вв., как "Иоахим Флорский". Для того чтобы покончить со всякой определенностью в понятии В., оставалось лишь оторвать В. от античности и уничтожить его противоположность ср.-век. культуре и иск-ву. Это и было сделано реакц. бурж. историками культуры 19–20 вв. [П. Лаведан (Франция), К. Бурдах (Германия), И. Хёйзинга (Нидерланды) и др.]. Реакц. бурж. историки 20 в. с их тяготением к восстановлению роли религии, особенно католицизма, всячески подчеркивают религ. черты в идеологии и иск-ве В. [напр., Дж. Тоффанин (Италия), занимающий наиболее реакц. позиции в оценке итал. В., пытался доказать близость и верность гуманистов католич. церкви и объявлял иезуитов прямыми наследниками итал. гуманистов]. Т. о., в трактовке В. наглядно проявляется общий упадок совр. бурж. историч. науки. Если бурж. наука эпохи Просвещения подчеркивала "варварство" средневековья и прогрессивное значение В., то реакц. представители бурж. науки эпохи империализма постарались затушевать прогрессивные стороны Ренессанса, смазать остроту перехода от средневековья к В. и даже усомниться в самом существовании В. как особого периода в культурной истории Европы. В то же время в послевоенные годы в бурж. историографии наметилось и прогрессивное направление, представители к-рого (Э. Гарин, Дж. Саитта, У. Дьюрант) стремятся восстановить "права" В., подчеркнуть самостоятельный и передовой характер культуры В.

Исследователи-марксисты при решении вопроса о сущности культуры В. исходят из общеметодологич. положений теории марксизма (прежде всего – о базисе и надстройке); отправляются от конкретных высказываний о В. основоположников марксизма. Следуя Ф. Энгельсу, к-рый рассматривал В. как важный прогрессивный этап всей европ. истории, историки-марксисты выдвигают на первый план революц. природу этой эпохи, ее новые, прогрессивные черты. Рассматривая культуру В. как надстройку над определенным базисом, большинство историков-марксистов считает, что осн. идеи и наиболее характерные черты В. представляют собой прежде всего проявление жизнедеятельности только еще зарождавшейся буржуазии (при этом не отрицается большое разнообразие течений в культуре В.).

Проблемы В. были предметом неоднократных дискуссий и обсуждений советских историков и искусствоведов (см. "ВИ", 1955, № 2); в центре обсуждения стояли вопросы о клас. корнях и социальной сущности В. Различные точки зрения имеются по вопросам периодизации и конечного рубежа эпохи В. (одни исследователи считают таким рубежом конец 16 в., другие включают в эпоху В. часть 17 в. или даже целиком 17 в.).

В сов. историч. лит-ре имеются точки зрения, расширяющие понятие В. территориально и хронологически; напр., Н. И. Конрад говорит об эпохе В. в Китае 8–12 вв. как о движении, близком по содержанию к европейскому В. 15–16 вв. (Н. И. Конрад, "Начало китайского гуманизма", "Сов. востоковедение", 1957, № 3, и др. работы). Нек-рые ученые Арм. ССР И Груз. ССР ставят вопрос о В. как явлении, характерном для ряда стран Востока в 12–13 вв. (В. К. Чалоян, "О вопросе арм. В.", Изв. АН Арм. ССР, 1956, № 4, Обществ. науки – на арм. яз.; Ш. Нуцубидзе, "Руставели и вост. Ренессанс", Тб., 1947, и др.). Однако такое расширительное толкование лишает понятие В. присущей ему конкретности. От В. следует отличать другие, сходные по названию, но иные по своему социальному и идеологич. содержанию явления (""Каролингское возрождение"", "Слав. В." кон. 18 – нач. 19 вв.).

Важнейшие черты мировоз- зрения эпохи В. Базисом, на к-ром выросла культура В., было городское х-во в тот период, когда оно переходило в капиталистическое, а носителем идеологии В. – бюргерство, перерождавшееся в буржуазию. Эта новая культура возникала в революционную эпоху – в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодализма и вместе с тем – первых движений предпролетариата; в эпоху возникновения нац. государств и подрыва духовной диктатуры католич. церкви – гл. твердыни ср.-век. мировоззрения. Это предопределило революц. характер переворота в области культуры и науки, каким и было В. "И естествознание, развивавшееся в атмосфере этой революции, было насквозь революционным, шло рука об руку с пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников на костры и в темницы... Это было время, нуждавшееся в гигантах и породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера. Это было время, которое французы правильно называли Ренессансом, протестантская же Европа односторонне и ограниченно – Реформацией" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 152). Там же Энгельс дает характеристику типичного "нового человека" этой эпохи. Это беспокойный ум, вечно ищущий и дерзающий, предприимчивый и отважный человек, который много путешествовал, знал много языков, интересовался всем и хотел испытать все.

Хотя в основе мировоззрения эпохи В. лежала идеология и деятельность только еще нарождавшейся буржуазии (или точнее – ее предшественников), не следует усматривать в различных течениях умственной жизни эпохи В. только отражение идеологии и деятельности буржуазии. Надо иметь в виду, что предшественники буржуазии в своей борьбе с феодализмом и феод. идеологией выступали до известной степени как выразители интересов всего народа – это придавало особое своеобразие культуре и мировоззрению этой переходной, революционной эпохи. Эпоха В. всколыхнула широкие массы, захватила и господств. класс феодалов; она породила ряд течений, к-рые не укладываются в лоно бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопич. социализм (Т. "Мор", Т. "Кампанелла") и начали развиваться подлинно демократич. явления в лит-ре и иск-ве. С другой стороны, новые, ренессансные формы культуры воспринимает феод. аристократия, приспосабливая их к своим интересам. Но, несмотря на большое различие течений и оттенков в культуре В., сущность мировоззрения эпохи В. прежде всего и в конечном счете должна быть понята как мировоззрение буржуазии – только создававшегося и в то время еще революц. класса. Новые лит-ра и иск-во (в чем видели сущность В. его современники) были лишь наиболее заметными проявлениями новой жизни в "прекрасном", но не исчерпывали ее полностью. Новой форме прекрасного соответствовало новое содержание не только в иск-ве. Оно пронизывало все миросозерцание эпохи В. (в т. ч. и религию), и это новое содержание гораздо теснее было связано с реальными запросами новой жизни и нового обществ. класса, чем думали современники.

Наиболее общую и наиболее устойчивую черту миросозерцания бурж. об-ва составляет индивидуализм, непосредственно вытекающий из интересов и жизнедеятельности буржуазии. Конкуренция как результат стихийности хоз. жизни требовала от буржуа, вступившего на стезю предпринимательства, огромного напряжения индивидуальных сил, ловкости, предприимчивости и в качестве цели всей его деятельности – стремления к успеху, к-рый выражался в наживе и умножении капитала. Теперь уже не происхождение и не родовитость, т. е. не принадлежность к определенному сословию и корпорации, определяли значение человека в обществе, а личные качества человека и его деятельность, к-рые обеспечивали ему успех, богатство, накопление капитала, становившегося источником невиданного могущества, влияния. Отсюда индивидуализм – как основа бурж. миросозерцания. У гуманистов эпохи В. индивидуалистич. миросозерцание проявилось в идеализированной форме – в подчеркивании ценности человеч. личности как таковой и всего, что с нею связано. Это и было то "открытие Человека", о к-ром говорил Мишле. "О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет", – восклицает итал. гуманист Дж. Пико делла Мирандола в трактате "О достоинстве человека" ("De hominis dignitate"). На первый план впервые выдвигается интерес к человеч. делам, человеч. (а не религ.) точка зрения на все явления жизни, защита человеч. личности.

Следующей отличит. чертой нового мировоззрения был интерес к опытной науке в естествознании.

Эпоха В. (особенно 16 в.) уже отмечена крупнейшими сдвигами в области естествознания. Зарождавшаяся буржуазия вдвойне была заинтересована в развитии естествознания: как в теоретич. основе для развития производит. сил – пром-сти, техники, так и в качестве идейного оружия для борьбы против господствовавшей феод.-религ. идеологии. Антирелиг., материалистич. по сути, направленность естествознания, восставшего против церкви, придавала ему с самого начала возникновения революц. характер. В эпоху В. были сделаны великие открытия в области астрономии: с гелиоцентрич. теории Н. Коперника (нашедшей защиту и дальнейшее обоснование у Дж. Бруно, И. Кеплера и Г. Галилея) "...начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., Диалектика природы, с. 5). Значит. успехи были достигнуты в области медицины, анатомии (швейц. врач. Ф. Парацельс, анатом А. Везалий, исп. ученый М. Сервет и др.), математики (итал. математик. Дж. Кардано и др.). В связи с успехами горного дела растет запас знаний по геологии и минералогии (работы нем. ученого Г. "Агриколы"). "Великие географические открытия" способствовали расширению географич. представлений, накоплению знаний в области ботаники, зоологии и т. д.

В тесной связи с развитием науки и всем мировоззрением эпохи В. стоит возникновение реалистич. иск-ва и лит-ры. Это было отраженным в иск-ве классово обусловленным стремлением зарождавшейся буржуазии познать мир таким, каков он есть. Новое отношение к миру в иск-ве было прямо противоположно средневековью, когда основу миросозерцания составляла религия. У художников В. традиц. религ. сюжеты наполнялись глубоко человеч. содержанием. Характерным становится образ реального, земного героя, раскрываемого во всей полноте его живых человеч. свойств. Большое развитие получило иск-во портрета, и это вполне соответствовало индивидуализму бурж. сознания.

В области политики новые идеи также отражали прежде всего потребности нового класса. 15–16 вв. были временем возникновения нац. гос-в, пробуждения нац. самосознания, окончат. формирования итал., англ., франц., нем. яз. и нац. лит-р. Этому не противоречит тот факт, что виднейшие гуманисты, такие как И. Рейхлин, Эразм Роттердамский, Г. Бюде и др., были знатоками древних яз. (лат., греч., др.-евр.). Это была группа ученых-филологов, восхищавшихся античностью. Но как только нужно было разрешить какой-либо практич. вопрос и обращаться к массам, прибегали к нац. яз. У. фон Гуттен писал и на нем. яз., и на лат. Трактат Ж. Бодена о государстве (1576) был написан на франц. яз.; политич. и историч. соч. Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини написаны на итал. яз., не говоря уже о художеств. лит-ре и поэзии (16 в. был временем исчезновения латыни в этой сфере культуры). Лит-ра на нац. яз. знаменовала собой рождение новой и широкой потребности в печатном слове (изобретение в сер. 15 в. "книгопечатания"). Оно давало возможность массам соприкасаться с такими вопросами, к-рые раньше были уделом немногих. Ученость вышла из монастырских келий и университетских корпораций на рыночную площадь. Появляются газеты, создаются обществ. мнение и интеллигенция, формирующая это обществ. мнение.

Это обществ. мнение, создававшееся спорадически и раньше в оппозиции к всепроникающей церковности, занялось делами земными, человеческими, и в силу потребностей нового класса старалось рационально обосновать в сфере общего миросозерцания новое обществ. бытие. Индивидуализм и здесь остается главным принципом. Общество перестает в воззрениях гуманистов быть Corpus christianum или сочетанием сословий, корпораций и др. ср.-век. связей, а превращается в сумму индивидов, стремящихся стать равноправными атомами, составляющими некое целое, к-рое существует только как их сумма. Эти представления находят свое завершение в теориях социального атомизма, окончательно сформулированных философами Просвещения. В тесной связи с воззрениями гуманистов на общество находится приверженность большинства из них к сильному и единому гос-ву. И это не случайно. Буржуазия в 16 в. видела в сильной королев. власти гарантию против феод. вольницы былых времен и требовала устами Бодена ограничения власти только в одном отношении: при всех условиях собственность должна оставаться неприкосновенной.

Идеологи В., гуманисты, подвергали критике всю систему феод. мировоззрения. Они высмеивали аскетизм, теорию воздержания от всех радостей жизни, проповедуемую католич. церковью, и утверждали право человека на наслаждение; отрицали феод. раздробленность и ставили своим политич. идеалом централизов. монархию; они ратовали за науч. исследование и выступали против схоластики с ее требованием утверждать истину ссылками на авторитеты (Библия и Аристотель) и, наконец, высмеивали ср.-век. искусство. Средневековье было объявлено временем суеверий, невежества, темноты и названо "готическим" (что в те времена было равносильно названию "варварское"); оно, наконец, впервые было названо "средневековьем".

С. Д. Сказкин. Москва.

Важнейшие проявления куль- туры В. в отдельных странах.

В отд. странах В. получило специфич. характер, отразивший особенности их историч. развития; при этом каждая страна внесла свой вклад в культуру В. Лучшие творения этой эпохи вошли в сокровищницу мировой культуры и сохраняют значение классич. наследия и по настоящее время.

Начало В. и его наиболее яркий расцвет связан с Италией, самой развитой страной Европы 13–15 вв. Высокий уровень ремесл. произ-ва, интенсивные торг. связи со странами Европы и Азии, раннее возникновение капиталистич. мануфактур (прежде всего во Флоренции), бурная политич. жизнь итал. городов-республик – все это способствовало развитию культуры В. в Италии. Повлияло и то, что в Италии – крупнейшем центре древней цивилизации – больше, чем в др. странах, сохранилось памятников античности. Гуманистич. идеология в Италии находит наиболее яркое выражение в произведениях художников, писателей, поэтов. Реалистич., светские тенденции, опиравшиеся гл. обр. на античную традицию, зародились в Италии еще во 2-й пол. 13 – нач. 14 вв. (т. н. проторенессанс). Его крупным представителем был живописец флорентиец Джотто. Во Флоренции же сложилось творчество "Данте" Алигьери, автора великой поэмы "Божественная комедия" (1307–21), создателя итал. лит. яз., – этого, по определению Энгельса, "последнего поэта средневековья" и "первого поэта нового времени". Однако черты нового, гуманистич. мировоззрения окончательно складываются в Италии на протяжении 14–15 вв. В 14 в. на 1-й план в качестве носительницы гуманистич. идей выдвигается лит-ра. Первым поэтом-гуманистом был Ф. Петрарка, открывший внутр. мир человека, воспевший красоту человеч. чувств; зачинатель классич. новеллы Дж. Боккаччо с новым, необычным для того времени реализмом воплотил в "Декамероне" (1350–53, рус. пер. 1955) образ предприимчивого, жизнелюбивого человека, выступил против лицемерных предписаний церкви и ср.-век. морали. В 14–15 вв. появилась плеяда блестящих итал. гуманистов – философов, филологов, моралистов, историков, таких как Л. "Бруни", Л. "Валла", Дж. "Пико делла Мирандола", П. "Помпонацци" и мн. др. Возникают многочисл. трактаты, возвеличивающие человеч. личность, создаются гуманистич. школы и кружки, где изучаются и обсуждаются вопросы философии, филологии, этики и т. д. Осн. принципы нового реалистич. иск-ва были сформулированы и воплощены в творчестве замечат. флорентийских мастеров 15 в.: Ф. Брунеллески, заложившего основы светской по духу ренессансной арх-ры; Донателло, создавшего в скульптуре героизированные образы, прославляющие творч. мощь человеч. личности; Мазаччо, произведшего подлинную реформу в живописи, создавшего реалистич. Монумент. образы. Идеалы В. ярко проявились также в живописи Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Дж. Беллини и мн. др. замечат. итал. художников. Наивысшей вершины иск-во итал. В. достигло в творчестве гениальных итал. мастеров конца 15–16вв. (времени т. н. "Высокого В." в Италии): Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Д. Браманте, мастеров венецианской школы живописи – Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Я. Тинторетто и др. Реалистич. иск-во В. основывалось на науч. законах анатомии, перспективы, оптики и т. д. Мн. итал. живописцы, скульпторы, архитекторы были одновременно и разносторонними учеными, способствовавшими развитию опытной науки. Наиболее ярким примером разносторонней деятельности человека эпохи В. является творчество Леонардо да Винчи. Развиваются точные и естеств. науки (математик Н. Тарталья, разрабатывавший вопросы баллистики и одновременно с Дж. Кардано – способ решения кубич. уравнений; Б. Евстахио – один из основателей науч. анатомии, и мн. др.). Смелым борцом против схоластики и католицизма был выдающийся итал. мыслитель, последовательно развивавший революц. гелиоцентрич. учение Н. Коперника, – Дж. Бруно (1548–1600). Крупнейшими представителями итал. В., развивавшими обществ.-политич. теории, были Н. "Макиавелли", Ф. "Гвиччардини", Т. "Кампанелла".

Итал. В. сыграло большую роль в распространении культуры В. в др. странах. Ученые, философы, поэты всех стран совершали в Италию паломничества, приобщаясь к новой культуре. Однако основой распространения В. в странах Европы были внутр. социально-экономич. и политич. процессы.

Во Франции зарождение бурж. отношений и подъем обществ. движения 1-й пол. 16 в. в период, предшествовавший т. н. "религиозным войнам", были социальной основой культуры В.; итальянские походы (см. "Итальянские войны 1494–1559"), познакомившие французское дворянство с культурой Италии, способствовали распространению новых культурных веяний в этой среде. В 1-й пол. 16 в. нек-рые франц. гуманисты (более умеренное течение) были связаны с идеями церк. реформации (напр., "Лефевр д'Этапль", кружок гуманистов при дворе Маргариты Наваррской, отчасти поэт К. Mapo и др.). В 1530 был осн. Коллеж королевских лекторов (позднее – Коллеж де Франс), где изучались древние яз.; во главе его стоял выдающийся ученый Гийом "Бюде". Особенно большое значение в 1-й пол. 16 в. имела деятельность радикальных гуманистов – видающегося филолога, типографа Э. "Доле", преследовавшегося за передовые, проникнутые вольнодумством идеи и погибшего на костре, Б. "Деперье", сатирич. диалоги к-рого ("Кимвал мира", 1537, рус. пер. 1936) отличались резкой антицерк. направленностью, глубокой симпатией к народу. Крупнейшим представителем эпохи В. был Ф. Рабле – создатель глубоко народного по форме и содержанию сатирич. романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1532–64, рус. пер. 1961), в к-ром он открыто осмеивал феод.-аскетич. идеалы, бичевал католич. духовенство, защищал гуманистич. мировоззрение. Большое влияние на развитие франц. нац. поэзии оказала возникшая в 40-х гг. 16 в. лит. группа "Плеяда" во главе с поэтом П. Ронсаром, воспевавшим в своих сонетах силу чувств, радость жизни. Наиболее крупными представителями франц. В. 2-й пол. 16 в. в области обществ. мысли были: Ж. "Боден", ратовавший за укрепление единого нац. гос-ва, М. "Монтень", скептицизм к-рого был направлен в первую очередь на разоблачение религ. суеверий и фанатизма и подготовил почву для критич. науч. мышления 17–18 вв. В изобразит. иск-ве и архитектуре эпоха В. во Франции представлена дворцами короля и знати (архитекторы П. Леско, Ф. Делорм и др.), декоративной и портретной скульптурой (Ж. Гужон, Ж. Пилон), живописным и карандашным портретом (Ж. Фуке, семья Клуэ).

Глубокий отпечаток на характер культуры В. в Германии наложила острая социально-политич. борьба 1-й пол. 16 в., вылившаяся в Реформацию и "Крестьянскую войну 1524–25"; именно к этому времени относится расцвет В. в Германии. Хотя такие гуманисты, как И. Рейхлин, глубокий знаток древних яз., или глава сев. гуманизма Эразм Роттердамский (уроженец Голландии, но тесно связанный с герм. В.), отличались крайней умеренностью, академизмом, оторванностью от народных масс, их филологические изыскания, содействовавшие развитию критич. мысли, их критика церк. и политич. порядков феод. об-ва, схоластики (памфлет Эразма Роттердамского "Похвала глупости", 1509, рус. пер. 1960) сыграли крупную роль в подготовке обществ. движения 20-х гг. 16 в. Мн. гуманисты (напр., У. фон "Гуттен") оказались в это время в самом центре социально-политич. борьбы. Творчество нем. гуманистов отличалось резкой антипапской, антикатолич. направленностью. Нем. лит-ра носила острообличит. характер. Сатирич. памфлеты, диалоги, направленные против схоластики, мракобесия, паразитизма католич. духовенства, жадности и произвола нем. князей (С. Брант, "Корабль дураков" – "Das Narrenschiff", 1494; памфлеты У. фон Гуттена, анонимные "Письма темных людей", 1515–17, рус. пер. 1935, и др.), стали осн. жанрами герм. гуманистич. лит-ры. С политич. и идеологич. борьбой тесно связано и творчество нем. художников-реалистов эпохи В.: А. Дюрера, Г. Гольбейна, М. Нитхардта (Грюневальда), Л. Кранаха, скульпторов П. Фишера, Т. Рименшнейдера; большое развитие в германском изобразительном иск-ве эпохи В. получила агитац.-сатирич. графика. Изобретение И. Гутенбергом книгопечатания (сер. 15 в.) сыграло исключит. роль в распространении новой культуры, науки, светской лит-ры не только в Германии, но и во всей Европе.

В Нидерландах эпоха В. также была временем острой социальной борьбы – гуманистич. культура развивалась здесь накануне и в ходе нидерл. бурж. революции 16 в. и имела в своей направленности мн. общего с германской. И здесь гуманистич. мысль приобрела острую политич. направленность; ее центрами были т. н. "риторические общества", устраивавшие диспуты, выпускавшие памфлеты антицерк. и антиправительств. содержания. Нек-рые нидерл. гуманисты (напр., поэт Марникс де Сент-Альдегонд) были активными участниками революции. Большой вклад в развитие европ. реалистич. иск-ва внесли нидерл. живописцы – Ян ван Эйк, Гуго ван дер Гус, К. Массейс, Лука Лейденский, П. Брейгель, в творчестве к-рого особенно явственно проявились любовь к народу и его трудовой жизни, черты антифеод. сатиры. Нидерландск. художники эпохи В. своим вниманием к простым людям, бытовой среде, природе подготовили мощный расцвет голл. реализма 17 в. В архитектуре Нидерландов (как и других сев. стран) ренессансные черты проявились не столь отчетливо и последовательно, как и Италии.

В Англии рассадником идей В. в нач. 16 в. явился Оксфордский ун-т, с к-рым были тесно связаны и гуманисты континента, особенно Эразм Роттердамский. Защитником гуманистич. системы воспитания, борцом против схоластики выступал Дж. "Колет". Крупнейшим представителем оксфордских гуманистов был Томас Мор, создатель знаменитой "Утопии" (1516, рус. пер. 1953), в к-рой нашли выражение как глубокие противоречия начавшейся в Англии эпохи т. н. первоначального накопления, так и предвосхищение будущего коммунистич. строя. Своей вершины англ. В. достигло в творчестве У. Шекспира, отличавшемся могучим реализмом, глубоким проникновением в противоречия складывавшихся обществ. отношений. С именем Шекспира, а также др. представителей англ. В. (драматургов К. Марло, Б. Джонсона и др.) связан расцвет англ. театра кон. 16 – нач. 17 вв., носившего подлинно нар. характер.

На развитие культуры В. в Испании наложили отпечаток, с одной стороны, общий подъем в стране во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв., а с другой – засилье католической церкви и инквизиции, поддерживавших испанский абсолютизм, и начавшаяся со 2-й пол. 16 в. общая реакция в стране. В этих условиях борьба за прогрессивные идеалы гуманизма была очень сложной; в целом разрыв с феод.-католич. традицией был здесь менее решительным, чем в нек-рых др. странах. В то же время именно Испания дала таких смелых мыслителей эпохи В., как ученый-естествоиспытатель, вольнодумец и рационалист М. Сервет, погибший на костре, философы-гуманисты Л. Вивес и особенно X. Уарте (Соч. "Исследование способностей к наукам", 1575, 1594, рус. пер. 1960), обличавшие схоластику, слепую веру в авторитеты, проводившие мысль о необходимости опытного изучения природы, исполненные веры в силу разума, в способность человека познать многообразие окружающего мира. Ведущее положение Испании в Великих географич. открытиях привело к развитию здесь основ новой космографии и навигации, к расширению знаний в обл. ботаники и зоологии. Эпоха В. в Испании отмечена творчеством великого исп. писателя М. Сервантеса, создателя реалистич. романа "Дон Кихот" (1605–15, рус. пер., т. 1–2, 1953–54), глубоко гуманистич., народного, обличающего мракобесие церкви, бесправное положение народа, всякое зло и насилие. "Дон Кихот" – величайшее культурное достижение испанского народа, одно из наиболее выдающихся творений мировой литературы. Ярким выразителем прогрессивных, гуманистических идей стал испанский театр эпохи В., также связанный с именем Сервантеса и других гуманистов и подготовивший расцвет испанской драматургии при Лопе де Вега.

Культура В. нашла свое выражение и в славянских странах. Ярко и своеобразно проявились идеи В. в культуре (особенно лит-ре) гор. республики "Дубровник" (поэты 16 в. Н. Ветранович-Чавчич, М. Марулич, комедиограф М. Држич и др.), являвшейся в это время важнейшим культ. и науч. центром на Балканах. В Польше эпоха В. отмечена рядом крупных имен и прежде всего именем великого польск. ученого, создателя гелиоцентрич. теории – Н. Коперника, учение к-рого положило начало новому периоду в истории астрономии и оказало огромное влияние на все дальнейшее развитие естествознания, свободное от церк. идеологии и средневековой схоластики. В области политических теорий прогрессивную роль сыграла публицистика А. Фрыч-Моджевского; гуманизмом проникнута поэзия Я. Кохановского.

Влияние В. заметно и в культуре Чехии 16 в. (поэт Б. Лобковиц, гуманист С. Гелений и др.). Идеи гуманизма прослеживаются в рус. культуре и обществ. мысли 15–17 вв., хотя здесь развитие гуманистич. мысли не было связано с характерной формой В. (см. об этом работы М. П. Алексеева, А. И. Клибанова, указанные ниже).

Специфика культуры и идеологии В. – с характерной для нее оптимистич. верой в неограниченные возможности человека, с тяготением к героич. образам, ее стихийной диалектикой в философии, с жизнерадостным свободомыслием и т. д. – была предопределена переходной эпохой от средневековья к новому времени, когда социальные отношения и гос. формы еще не устоялись, все находилось в состоянии брожения. Культура 17 в., когда в экономике наиболее развитых европ. государств уже более определенно выявилось капиталистическое развитие (и присущие ему противоречия), когда в политич. отношении абсолютизм с его гос. регламентацией и опекой достиг своего апогея, а в религ. жизни прочно победила реформация – в одних странах, контрреформация – в других, – многими существенными чертами отличается от культуры В. В этих условиях наступает кризис гуманизма В., рушится оптимистич. вера в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. Но мировоззрение эпохи В., несмотря на всю свою специфику, уже несло в себе те общие черты, к-рые присущи буржуазному мировоззрению, способствуя формированию буржуазного общества.

В. оказало влияние на дальнейшее развитие идеологии, науки, лит-ры и иск-ва в странах Зап. и Центр. Европы в 17–18 вв., связанное с утверждением бурж. отношений, и подготовило новую эпоху в идейном развитии – эпоху "Просвещения".

Лит. (кроме указ. в ст.): Энгельс Ф., Диалектика природы (введение), М., 1955; его же, Анти-Дюринг. М., 1957 (с. 97–100); его же, Развитие социализма от утопии к науке, М., 1960 (с. 16); Грамши Α., Письма из тюрьмы, Избр. произв., т. 2. М., 1957; его же, Тюремные тетради, там же, т. 3, М., 1959; Губер Α. Α., Проблема Ренессанса, Уч. зап. МГУ, в. 126, Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947; Лазарев В. Н., Проблема Возрождения в освещении ренессансных писателей и "просветителей", в сб.: Из истории социально-политич. идей..., М., 1955; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Ср. века, 1958, в. 11; Πинский Л., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Сокοлов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М.. 1962; Дживелегов А. К., Начало итал. Возрождения, 2 изд., М., [1924]; его же, Очерки итал. Возрождения, М., 1929; Алпатов М. В., Итал. искусство эпохи Данте и Джотто..., М.–Л., 1939; Колпинский Ю., Образ человека в искусстве эпохи Возрождения в Италии, М.–Л., 1941; Гуковский Μ. Α., Итал. Возрождение, т. 1–2, Л., 1947–61; Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи – художник, М., 1952; Виппер Б. Р., Борьба течений в итал. искусстве XVI в., М., 1956; Лазарев В. Н., Происхождение итал. Возрождения, т. 1–2, М., 1956–59; Брагина Л. М., О некоторых тенденциях в новейшей зарубежной историографии итальянского Возрождения, в сб.; Ср. века, 1962, в. 22; Корелин М. С., Очерки итал. Возрождения. М., 1896; его же, Ранний итал. гуманизм и его историография, т. 1–3, 2 изд., СПБ, 1914; Φойгт Г., Возрождение классической древности..., пер. с нем., т. 1–2, М., 1884–85; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV в., пер. с фр., СПБ, 1904; Коган-Бернштейн Φ. Α., Борьба

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia