Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Васильевский В. Г.





ВАСИ́ЛЬЕВСКИЙ, Василий Григорьевич [21.I(2.II).1838 – 13(25).V.1899] – рус. историк. Один из виднейших представителей рус. бурж.-дворянского "византиноведения". С 1876 – чл.-корр. АН, с 1890 – академик. Сын сел. священника. Окончил ист.-филологич. ф-т Петерб. ун-та (первые три курса – в 1856–59 – в Гл. пед. ин-те). В 1862 был командирован за границу, затем преподавал историю в Виленской гимназии. С 1870 после защиты магистерской диссертации ("Политич. реформа и социальное движение в Др. Греции в период ее упадка", 1869) вел курс истории ср. веков в Петерб. ун-те, а затем и на Высших женских курсах и в других учебных заведениях Петербурга. В. первым из медиевистов 19 в. начал широко и плодотворно привлекать визант. материал для решения ряда сложных вопросов ср.-век. истории, особенно периода крестовых походов ["Византия и печенеги (1048–1097)", 1872; "Из истории Византии в XII в.", 1876–1877, и др.]. Тонкая наблюдательность, большое критич. чутье дали возможность В. вычитывать в источниках то, что другие пропускали без внимания, и в связи с этим придти к выводам, во многом отличным от господствовавших тогда в европ. историографии представлений о начале крестовых походов. Еще более значит. были результаты работы В. в области изучения рус.-визант. отношений. Такие его исследования, как "Варяго-русская и варяго-англ. дружина в Константинополе XI и XII вв.", 1874–75, "Рус.-визант. отрывки", 1875–78, "Рус.-визант. исследования", 1893, заставили отказаться от ряда традиц. представлений о древнейшем периоде рус. истории. Они, в частности, давали материал для опровержения т. н. норманской теории происхождения Рус. гос-ва (хотя сам В. занимал в этом вопросе непоследоват. позицию). В. явился также одним из первых исследователей болг.-визант. отношений (рецензия на соч. Ф. И. Успенского: "Образование второго болг. царства", 1879; "Обновление болг. патриаршества при царе Иоанне-Асене II в 1235 г.", 1885; "Советы и рассказы визант. боярина XI в.", 1881). В., несомненно, принадлежит приоритет в изучении мн. сложнейших проблем внутр. истории Византии, особенно связанных с ее агр. строем. Он убедительно доказал значит. распространение в визант. деревне 8–9 вв. свободной крест. общины и правильно связал это явление с колонизацией терр. Балканского п-ова славянами в 7 в. ("Законодательство иконоборцев", 1878; "О синодальном списке Эклоги имп. Льва и Константина и о двух списках Земледельч. закона", 1879). Сопоставляя агр. отношения в Византии с зап.-европ. и русскими, В. совершенно по-новому раскрыл значение таких визант. ин-тов, как "прония", "харистикий" и др., по существу доказав феод. характер агр. строя Византии ("Мат-лы для внутр. истории визант. гос-ва", 1879–80). Но идеалистич. методология (В. – позитивист, сторонник теории факторов) и политич. симпатии автора (примыкал к консервативному крылу рус. профессуры) привели к тому, что он рассматривал агр. историю в отрыве от клас. борьбы. В его трудах нет даже упоминания ни о восстании Фомы Славянина, ни о движении павликиан, ни о крест. восстаниях 10–11 вв. Игнорируя клас. характер гос. власти, считая, что "власть монарха есть общее всем благо", В. идеализировал агр. законодательство императоров Македонской династии, утверждая, что оно будто бы было направлено на защиту "меньшей братии" – мелкого крест. землевладения (1-я статья "Мат-лов для внутр. истории..."). В., как и все бурж. историки, был далек от правильного понимания феодализма как особой социально-экономич. формации, сводя его к нек-рой совокупности чисто юридич. категорий. Но в анализе социально-правовой стороны визант. агр. строя и многих особенностей налоговой системы империи его заслуги неоспоримы. Большое внимание В. уделял исследованию визант. агиографии ("житий святых"); в житийных памятниках он обнаружил массу ценных сведений по культуре и быту, нередко дополняющих краткие и сухие известия хроник [В. изданы, переведены и прокомментированы мн. тексты: "Один из греч. сборников моск. синодальной б-ки (заключающий жития Мелетия Миупольского и Мелетия Нового)", 1886; "Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем местах", 1886; "Житие Георгия Амастридского", 1878; "Житие св. Стефана Сурожского", 1889; "О жизни и трудах Симеона Метафраста", 1880, и др.]. В. – инициатор создания "Визант. временника" (1894) и один из его редакторов.

Соч.: Труды, т. 1–4, СПБ–Л., 1908–30.

Лит.: Успенский Ф. И., Акад. В. Г. Васильевский, "ЖМНП", 1899, № 10; Гревс И. M., В. Г. Васильевский, как учитель науки, "ЖМНП", 1899, № 8; Безобразов П., В. Г. Васильевский, "Визант. временник", 1899, т. 6; Лавров П. Α., Труды В. Г. Васильевского по истории славян, Научно-лит. сб. галицко-рус. матицы, т. 1, Львов, 1901; Греков Б. Д., История древних славян и Руси в работах акад. В. Г. Васильевского, "ВДИ", 1939, т. 1 (6); Жебелев С. Α., В. Г. Васильевский и изучение визант. древностей, "ВДИ", 1939, № 1(6); Удальцова З. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории историч. науки в СССР,[т.] 2, М., 1960. Список трудов В. Г. Васильевского; "Визант. временник", 1899, т. 6; Шведова О. И., Историки СССР. Указатель печатных списков их трудов, М., 1941; История СССР. Указатель книг и статей, вышедших в 1877–1917 гг., в. 1, Историография СССР, М., 1957.

З. В. Удальцова. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia