Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Валиханов Ч. Ч.





ВАЛИХÁНОВ, Чокан Чингисович (1835–65) – первый казахский ученый, просветитель- демократ, историк, этнограф, путешественник. Род. в семье внука хана "Аблая". По окончании Омского кадетского корпуса (1847–1853) служил в Зап.-Сиб. ген.-губернаторстве. Участвовал в ряде экспедиций в Ср. Азию и Китай. В 1860–61 жил в Петербурге, где более близко познакомился с идеями рус. революц. демократов, общался с представителями передовой демократич. интеллигенции, что определило его прогрессивное демократическое мировоззрение, материализм в понимании явлений природы. Активно участвовал в работе Академии наук и Рус. геогр. об-ва.

Науч. интересы В. отличались многогранностью: история, этнография, география, лингвистика, археология, политич. экономия. В. внес большой вклад в рус. востоковедение, оставил ценные исследования по истории и культуре народов Ср. Азии, Казахстана и Зап. Китая: "Очерки Джунгарии" (1861), "Киргизы" (опубл. 1958), "Аблай" (1861), "Записки о суд. реформе у киргиз Сиб. ведомства" (1904), "Зап. край Кит. империи и г. Кульджа" (опубл. 1958) и др. Впервые записал и перевел на рус. яз. часть героич. кирг. эпоса "Манас". Ист. труды В. отличаются глубоким анализом фактов, широкими обобщениями. В. обличал произвол казах. феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление вековой обществ.-культурной отсталости казахов путем приобщения к передовой рус. культуре, за укрепление экономич. и культурного сотрудничества с рус. народом, показывал реакц. роль религии. В переоценивал роль просвещения и правительств. реформ, с к-рыми связывал переустройство жизни казахов. Оставаясь идеалистом в понимании общества, В. вместе с тем полагал, что конечной целью ист. прогресса является "улучшение материального благосостояния", что "все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий" ("Статьи, переписка", 1947, с. 42). Прогрессивные идеи В. получили дальнейшее развитие в работах "Алтынсарина", "Абая Кунанбаева" и др. казах. просветителей.

Соч.: Соч. Ч. Ч. Валиханова (под ред. Н. Веселовского, биогр. сведения Г. Потанина, Н. Ядринцева и И. Ибрагимова), в сб.: Зап. Рус. географич. об-ва по отделению этнографии, т. 29, СПБ, 1904; Избр. произв., под ред. и с предисл. А. X. Маргулана, Α.-Α., 1958.

Лит.: Сегизбаев О. А., Мировоззрение Чокана Валиханова, А.-А., 1959; Искаков Α., О влиянии рус. демократич. культуры на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, в кн.: Тр. Ин-та филос. и права АН Каз. ССР, т. 3, А.-А., 1958; Бейсембиев К., Из истории обществ. мысли Казахстана 2-й пол. XIX в., Α.-Α., 1957; Булатов С. Я., К вопросу о гос. правовых воззрениях Чокана Валиханова, "ВАН Каз. ССР", 1956, № 3.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia