Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Буддизм





БУДДИ́ЗМ – одна из трех наиболее распространенных (наряду с христианством и исламом) религий. Б. возник более 2 тыс. лет назад в Индии и получил распространение в странах Центр. и Вост. Азии.

Интерес к Б. в науке появился во 2-й пол. 19 в., когда были изданы в подлинниках и переводах на европ. языки важнейшие палийские и санскр. тексты, излагающие историю и вероучение Б. Впоследствии для изучения Б. была привлечена также кит. и япон. лит-ра, включающая переводы ряда наиболее ранних источников, в подлинниках не сохранившихся. Большой вклад в изучение Б. сделали рус. востоковеды В. П. "Васильев", И. П. "Минаев", О. О. "Розенберг" и особенно Ф. И. "Щербатской". Росс. АН предприняла с 1897 издание серии "Bibliotheca Buddhica" (или "Собр. оригинальных и переводных буддийских текстов"; издание продолжено АН СССР), в к-ром приняли участие наряду с рус. буддологами мн. зарубежные ученые [т. 1–30, СПБ(Л.), 1897–1937; т. 31, М., 1960]. Значит. роль в изучении Б. сыграли франц. ученые Э. Бюрнуф (1801–52) и Э. Сенар (1847–1928), немецкие – Ф. Макс Мюллер (1823–1900) и Г. Ольденберг (1854–1920), английские – Т. У. Рис-Дейвидс (1843–1922), индийские – Р. Митра (1824–91), А. Дхармапала (1864–1933), Х. П. Шастри (1853–1931), Д. Косамби (1871–1947), С. "Радхакришнан" и др. В обширной лит-ре по Б. не только отд. понятия, к-рыми оперирует Б., но даже осн. его догматы получают у различных авторов самые разнообразные, часто взаимоисключающие толкования. В методологич. отношении большинство исследователей Б. в бурж. востоковедении подходили к Б. с идеалистич. позиций. Так, возникновение Б. объяснялось только личными качествами его легендарного основателя Сиддхартхи Гаутамы ("Будды") или же осн. идеи Б. полностью выводились из более ранних религ. систем Др. Индии, в первую очередь из "брахманизма". В сов. историографии одна из первых попыток объяснить происхождение Б. социальными причинами была сделана M. А. Рейснером ("Идеологии Востока", 1927; статья "Буддизм" в 1-м изд. БСЭ), к-рый, однако, ошибочно рассматривал ранний Б. как идеологию разлагающегося феодализма и складывающегося торг. капитала. Более правильно подойти к вопросу о происхождении Б. стало возможным в результате исследования сов. и прогрессивными зарубежными учеными обществ.-экономич. отношений в Др. Индии.

В сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии усилился процесс развития рабовладельч. отношений и образования крупных рабовладельч. гос-в. Бесправие и разорение, полная неуверенность в завтрашнем дне, все более тяжелое угнетение производящих слоев общества – рабов и свободных земледельцев вызывали изменения в обществ. сознании. Появилось огромное количество сект, богословских направлений и проповедников, пытающихся найти выход из "земного тупика" в "потустороннем мире". В этих условиях зародились первоначальные положения учения раннего Б. – идеи тождества между бытием и страданием, равенства людей в праве на "спасение", текучести и шаткости всего "видимого мира", призывы порвать все земные привязанности, из чего вытекало непротивление злу "иллюзорного мира" ради "грядущего спасения". Вследствие характерной для Б. проповеди пассивного отношения к действительности, Б. рассматривался господств. классом как неопасное учение и не только не подвергался преследованиям, но, наоборот, поддерживался им. Положения, разрабатываемые многочисл. группами бродячих буддийских монахов и проповедников, были сведены в более или менее единую систему уже при царе Ашоке [273–236 или 232 до н. э.] из династии Маурья. Ашока, придавая новой идеологии большое значение, помог договориться различным близким по своему учению группам и выработать единые основы вероучения и единые уставные требования монаш. общины.

Осн. положением Б., отраженным в источниках, относящихся к 3–1 вв. до н. э., и сохраняющимся до нашего времени, является учение о "спасении" в "неземной" жизни. Философия Б. и его моральные требования служат обоснованию и утверждению путей этого "спасения". Б. учит, что всякое существование в видимом и ощутимом нами "иллюзорном" мире ("сансара") является неизбежно страданием. Страдание это не прекращается и после смерти человека, т. к. его ожидает новое возрождение, форма к-рого определяется делами и мыслями самого человека как в данной жизни, так и в предшествующих. Это т. н. закон "кармы" ("воздаяние"). Всякая привязанность к жизни и земному, любая попытка активно изменить эту "иллюзорную действительность" в лучшую сторону приводит к новым бесконечным перерождениям. Только вступление на указанный Буддой "восьмиричный благородный путь спасения" ("праведное воззрение, праведное стремление, праведная речь, праведное действие, праведная жизнь, праведное усилие, праведное созерцание, праведное размышление") может привести к "благоприятному возрождению" и даже, наконец, к осуществлению идеала – к полному прекращению перерождений, небытию – "нирване" (букв. – угасание). Наиболее удобные условия, по учению Б., для следования по этому пути создавались при уходе от мира и проживании в монаш. общине – т. н. сангхе, к-рая возникает впервые именно в Б. (по-видимому, в 5–4 вв. до н. э.). Буддийское учение о перерождении сводило в сознании верующих воедино самые противоположные слои общества. Раб может стать раджей, божеством, даже совсем перестать возрождаться, "спастись". Самый могучий властелин может возродиться бесправным человеком или даже всеми презираемым животным. Б., уравнивавший всех в страдании и "спасении", стал в руках господств. классов одним из средств для того, чтобы заглушить протест эксплуатируемых против угнетения. Универсальность предложенного буддийским учением "пути к спасению", к-рое доступно всем вне зависимости от класса, касты, сословия, была одной из причин победы Б. в Др. Индии и его широкого распространения в дальнейшем в странах феод. Азии. Б., отрицающий родоплеменную исключительность, оказывался подходящей идеологич. основой для складывающихся крупных рабовладельч. гос-в.

Буддийское учение о мире страданий было несовместимо с представлениями о "всеблагом" божестве – Брахме – творце столь несовершенного мира. В этом смысле Б. отрицал значение всех богов древнеинд. пантеона. Но он ставил на их место обожествленного наставника – мифич. Будду, благость и милость к-рого – в его стремлении и способности уничтожить этот мир страданий. Будда – это вероучитель, указывающий остальным существам "путь спасения". Когда все будут"спасены", когда в нирване погаснет сознание последнего живого существа, не станет и "сансары" – мира иллюзий, являющегося лишь порождением заблудшей человеч. фантазии. Развивавшаяся в нек-рой связи с буддийской религией буддийская филос. система подчеркивала непостоянство и изменчивость видимого мира – "сансары" (мир-поток) – и устанавливала причинную взаимосвязанность явлений в мире-потоке. Она включала в себя, т. о., элементы стихийной диалектики, что было известным шагом вперед в развитии человеческого мышления.

После распада империи Маурья Б. продолжал развиваться в сев.-зап. части Индии и достиг наивысшего расцвета в 1–2 в. п. э. в Кушанском царстве при царе Канишке [78–123], вошедшем в историю Б. в качестве второго Ашоки. Созванный Канишкой в Кашмире собор сформулировал осн. положения новой формы Б. – махаяны ("большая колесница", или "широкий путь" спасения). Распространенное ранее в долине Ганга буддийское учение стали называть, в отличие от махаяны, хинаяной ("малая колесница", или "узкий путь" спасения). Если в хинаяне подчеркивался преим. отказ от всяких связей с земной жизнью, то в махаяне главным становится воздействие на мирян, приобщение к Б. все новых и новых приверженцев. При дальнейшем обожествлении Будды на первое место в махаяне была выдвинута вера в "бодхисатв" – святых, достойных вступления в нирвану, но не делающих этого для того, чтобы иметь возможность наставлять других на истинный путь. Разрабатывается учение о рае и аде. Вырабатывается сложный культ, в к-ром осн. место занимают заимствованные из первобытных религий заклинания богов и духов. Монахи становятся посредниками между людьми и богами, заклинателями духов. Создается изобразит. иск-во, пышные богослужения сопровождаются массовыми процессиями, музыкой и т. д. В 6–7 вв. начался упадок Б. в Индии и уже к нач. 10 в. он потерял здесь свое значение. Развитие феод. отношений привело тут к складыванию кастовой системы и к возрождению на новой основе важнейших положений брахманизма в форме индуизма. Начиная с 1 в. н. э. Б. в форме махаяны проник в Китай, где со 2 в. получил широкое распространение. В 4–7 вв. буддийская церковь в Китае выросла в большую экономич. и политич. силу. В 8–9 вв. в значит. части Китая Б. вновь уступил место господств. идеологии – конфуцианству, хотя по-прежнему имел довольно широкое распространение; в Тибете, где Б. начал распространяться в 7 в., в 14–15 вв. он приобрел своеобразные черты "ламаизма". В 4–6 вв. Б. из Китая распространился в Корею, а оттуда в Японию. Б. с его единством культа и абсолютным значением верх. божества способствовал в Японии преодолению прежней родоплеменной разобщенности и становлению раннефеод. централизованного гос-ва. Вплоть до последней трети 16 в. буддийская церковь играла большую роль в политич. и экономич. жизни страны. В период Токугава (1603–1867) Б. уступил господств. положение конфуцианству, а после т. н. революции Мэйдзи (1867–68) – нац. япон. религии синто (см. "Синтоизм"), но сохранял и в это время значит. позиции. В форме ламаизма Б. в 16–17 вв. распространился в Монголии, в кон. 17 –1-й пол. 18 вв. – в Бурятии. В форме хинаяны Б. непосредственно из Индии распространился (последние века 1-го тыс. до н. э. – 1-е тыс. н. э.) на Цейлон, в Индонезию и Индокитай. В нек-рых из этих стран (Цейлон, Бирма) Б. и сейчас является важным идеологич. фактором в жизни общества.

В местах своего распространения Б. осваивал многие нац. религии, включал в свой пантеон местных богов и вводил местные обряды. В Японии и Китае Б., сосуществуя с синто, даосизмом и конфуцианством, частично синкретизировался с ними. Все это придало учению и культу Б. в различных странах большое разнообразие, так что говорить о едином Б. ныне нельзя.

В СССР буддийское вероисповедание имеет последователей в Бурятской, Калмыцкой, Тувинской АССР и в нац. округах Иркутской и Читинской обл. Возглавляется Духовным управлением буддистов СССР.

Источн. (кроме указ. в статье): Pali text society, v. 1–84, L., 1882–1931; Pali text society. Translation series, v. 1–21, L., 1909–31; Sacred books of the East, ed. by F. Max Müller, v. 10, 11, 13, 17, 19, 20, 35, 36, 49, 50, L., 1879–1910; Sacred books of the Buddhists, ed. by F. Max Müller and Τ. W. Rhys Davids, v. 1–3, 1895–1910; Suttanipâta, transl. from Pâli by V. Pausböll, Oxf., 1881 (рус. пер. Герасимова, M., 1899); Buddhist Mahâyâna texts, transl. from the Sanskrit by Ε. В. Cowell, F. M. Müller, J. Takakusu, pt 1–2, Oxf., 1894; The Jātaka together with its commentary..., transl. by Τ. W. Rhys Davids, v. 1–5, 7, L., 1877–97; Lalitavistara Leben und Lehre des Çâkya – Buddha. Textausgabe von S. Lefmann, v. 1–2, Halle, 1902–1908; Die Reden Gotamo Buddhos Übertr aus dem Pāli-Kanon von Κ. Ε. Neumann, Bd 1–3, Ζ., [1956–57]; Пратимокша-сутра Буддийский служебник, изд. и пер. И. Минаев, СПБ, 1869.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с 294; его же, Диалектика природы, Μ., 1955, с. 176; Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1–3, СПБ, 1857–69; Минаев И. Π., Буддизм. Исследования и мат-лы, т. 1, в. 1–2, СПБ, 1887; Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 – Проблемы буддийской философии, П., 1918; Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1–2, СПБ, 1903–1909; его же, The central conception of Buddhism..., L., 1923; его же, The conception of buddhist nirvāna, Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1–2, Leningrad, 1930–32; Ольденберг Г., Будда. Его жизнь, учение и община, пер. с нем., 5 изд., Μ., 1905; Рис-Дэвидс Τ. В., Буддизм, пер. с англ., СПБ, 1906; Радхакришнан С., Инд философия, пер. с англ., т. 1, M., 1956; Ильин Г. Φ., Религии др. Индии, Μ., 1959; Кочетов А. Н., Происхождение буддизма, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, сб. 1, M.–Л., 1957; Glasenapp H., Buddhismus und Gottesidee, Wiesbaden, 1954; Oldenberg H., Die Lehre der Upanischaden und die Anfänge des Buddhismus, Gött.,1923;Thomas Ε. J., The history of Buddhist thought, L.–Ν. Υ., 1933; Senart E., Essai sur la légende de Buddha, son caractère et ses origines, Ρ., 1882; 2500 years of Buddhism Gen. ed. Ρ. V. Bapat, Foreword by S. Radhakrishnan, [Dehli, 1959], р. 382–442 (обзор лит-ры и источников); La Vallée Poussin L. de, Le Dogme et la philosophie du Bouddhisme, P., 1930; Сonzé E., Buddhism, [L.], 1951; Kern H., Der Buddhismus und seine Geschichte in Indien, Bd 1–2, Lpz., 1882–84; Ruben W., Geschichte der indischen Philosophie, Β., 1954.

Библиографич. указатели: Bibliographie bouddhique, v. 1–23, Ρ., 1928–52; March А. С., A buddhist bibliography, L., 1935; Held H. L., Deutsche Bibliographie des Buddhismus, Münch – Lpz., 1916; Leumann E., Buddhistische Literatur, nordarisch und deutsch, v. 1, Lpz., 1920.

Справочные издания: Malalasekera G. P., Dictionary of Pāli proper names, v. 1–2, L., 1937–38; Soothill W. Ε. and Hodous L., A dictionary of Chinese Buddhist terms, L., 1937; Edgerton F., Buddhist Hybrid Sanskrit grammar and dictionary, v. 1–2, New Haven, 1953; его же, Buddhist Hybrid Sanskrit reader, New Haven, 1953; Hôbôgirin, Dictionnaire encyclopédique du Bouddhisme d’après les sources chinoises et japonaises, fasc. 1–3, Tokyo, 1929–[38]; Nyanatiloka, Buddhistisches Wörterbuch..., Konstanz, [1954]; Labou M., Répertoire du Tanjur d’après le catalogue de P. Cordier. Avec une préf. de P. Pelliot, P. 1933; Catalogue of the Sanskrit and Prakrit Manuscripts, Oxf., 1935.

Журналы: "Buddhism" An illustr. quarterly review, Rangoon (Burma), 1903–1908; "Buddhist". The English organ of the Southern church of Buddhism, Colombo, 1888–1907; "Buddhist text and research society", Calcutta, 1893–1906; "Journal of the Pali text society", L., 1882–1927; "Сянь-дай Фосюэ" (Современный буддизм), Пекин.

А. Н. Кочетов. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia