Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Брак





БРАК – общественный институт, посредством к-рого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству; отсюда связь Б. с семьей (см. "Семья"), объединяющей родителей и детей. Возникая на определенном этапе истории человечества, Б. претерпевает ряд изменений на основе развития производства и общества, а также в связи с развитием надстроечных форм – нравственности, права, религии.

В начальный период истории, в эпоху "первобытного стада", Б. отсутствовал. Господствовали отношения т. н. "промискуитета", при к-рых каждая женщина данного стада принадлежала всем мужчинам, а каждый мужчина – всем женщинам. На грани раннего и позднего "палеолита", с развитием первой прочной формы социальной организации – материнского "рода", возникают первые попытки упорядочить отношения между полами. Появляются "экзогамия" и "групповой брак", при к-ром все мужчины одной группы имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другой группы. Более сложная форма группового Б. – система "брачных классов" – еще в 19 в. сохранялась у коренного населения Австралии. Эпизодич. сожительство отдельными парами, имевшее место в рамках группового Б., с развитием материнско-родового строя привело к возникновению парного Б., объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение); позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только к роду матери. Б. был очень непрочным и легко расторжимым; наряду с ним широко сохранялись пережитки группового Б. (сорорат, полиандрия). Особенностью как группового, так и парного Б. было равноправие супругов. В развитом неолите и особенно с началом эпохи производства металлов возросшие производит. силы подняли хозяйственную роль мужчины и создали известные возможности для самостоят. экономич. деятельности внутриродовых семейных коллективов. Произошел переход от материнского к отцовскому родовому строю, возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономич. ячейкой общества. Жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми подпала под его власть. Получили широкое распространение покупка и умыкание невест, "левират", обменный и "ортокузенный брак". Б. покупкой вместе с возникающим в эту эпоху патриархальным рабством утвердил многоженство, к-рое, однако, будучи доступным лишь богатым людям, осталось сравнительно малораспространенной, побочной формой Б. Свое дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашел в индивидуальной семье, к-рая, возникнув в процессе распада первобытнообщинного строя и воплотив в себе начала развившейся частной собственности, дала неограниченный простор закрепощению женщины собственником-мужчиной.

В антагонистич. классовых формациях моногамный Б., оставаясь имуществ. сделкой, отдающей женщину под власть ее мужа, приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. об-ве Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как простое сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязат. для всех церковный Б.; однако крепостные могли вступать в него лишь с согласия феодала и практически по его выбору. В капиталистич. об-ве, в его бурж. среде, Б., как правило, строится на материальном расчете, среди трудящихся Б. основан на личных склонностях и трудом содружестве, хотя безработица и нищета зачастую препятствуют сложению в их среде нормальной семьи.

В социалистич. об-ве экономич. и политич. равноправие женщин создало условия для фактич. равноправия брачущихся, закрепленного брачно-семейным законодательством СССР и др. социалистич. стран. Социалистич. общество борется с остатками бурж. морали, а также с отд. пережитками патриарх.-родового быта: многоженством, покупным браком ("калым"), умыканием невест и т. д. Впервые в истории Б. становится здесь подлинным единобрачием, на основе к-рого строится здоровая, прочная семья.

Вопрос о происхождении и развитии Б. имеет большое идейное значение. Реакц. бурж. социология, отстаивая изначальное существование частной собственности, не оставляет попыток доказать извечность моногамного Б. и патриархальной или даже индивидуальной семьи. Несостоятельность этих взглядов была раскрыта уже Л. Г. Морганом и в особенности Ф. Энгельсом, к-рый, опираясь на "Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество"" К. Маркса и общую концепцию историч. материализма, показал развитие моногамии из группового и парного Б. Положения К. Маркса и Ф. Энгельса нашли дальнейшую разработку в трудах В. И. Ленина, раскрывшего классовую сущность Б. в капиталистич. обществе и перспективы его развития при коммунизме. (Обзор историографии Б. см. в ст. "Семья").

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 130–38; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, с. 209–10; его же, Инессе Арманд (письмо), там же, т. 35, с. 139–41; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2, изд., М., 1957.

А. И. Першиц. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia