Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Богословие





БОГОСЛÓВИЕ, теология (греч. θεολογία, от ϑεός – бог и λόγος – учение), – совокупность религ.-церк. учений, имеющих задачей систематизацию и обоснование гл. положений той или иной религии; исходит из существования бога, сверхъестеств. явлений, бессмертия души, загробной жизни. Б. – не наука и ничего общего с наукой не имеет. Основа Б. – идеализм, гл. обр. объективный. Будучи теоретич. основой религии и базируя свои положения на вере, Б. враждебно науке и обществ. прогрессу: оно отправляется от определенной системы догматов, из к-рых выводятся все решения частных проблем; простое соответствие догматам является в Б. критерием истинности этих решений. Истинность догматов "гарантируется" авторитетом проповедующей их церкви. Развиваясь в условиях сложившихся религ. систем [христианства (во всех вероисповеданиях), ислама, иудаизма, буддизма] в обществах с определившимися клас. отношениями, Б. выражает в форме религ. идей идеологию господствующего эксплуататорского класса. "Сущность теологии, – говорит Маркс, – особенно в наше время, есть примирение и затушёвывание абсолютных противоположностей" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 488).

Среди различных богословских учений одним из наиболее разработанных являются богословские положения христианства. Христ. Б. начало складываться в 3–5 вв., отстаивая новую веру в борьбе с античной философией, иудаизмом и ересями и воспринимая в переработанном виде нек-рые положения идеалистич. направлений антич. философии. При этом церковниками резко подчеркивался иррационализм христианского учения ("credo, quia absurdum" – "верю, потому что нелепо" – Тертуллиан); требовалось, чтобы все знания подчинялись Б., "как служанка подчиняется госпоже" (Климент Александрийский, также – Ориген, Лактанций и др.). Осн. социально-политич. задачей христ. Б. на этом этапе являлось устранение из христ. учения бунтарско-демократич. духа раннего христианства, преодоление положения о нац. исключительности иудеев в учении о мессии, разработка идеи всеобщей греховности и вытекающего из нее представления о неизбежности и справедливости земных страданий, якобы необходимых для спасения души. Б. этого периода было систематизировано Августином Блаженным, к-рый развил, особенно в соч. "О граде божьем" – "De civitate Dei" (рус. пер. 1901), осн. идею христ. Б. – о "церкви воинствующей" и ее превращении в "церковь торжествующую", представляющем собой якобы смысл мировой истории.

В 9–11 вв. в Б. эначит. место заняла борьба между зап.-европ. (католич.) и визант. (православными) богословами; в ней нашли отражение различные пути формирования феодализма (в Зап. Европе и Византии), а также борьба за влияние в Болгарии и др. странах; полемика велась как по догматич. вопросам (спор о "filioque" и др.), так и по вопросу о главенстве рим. папы над всем христ. миром (см. "Разделение церквей"). В противовес папским теократич. притязаниям православное Б. усердно обосновывало цезарепапизм.

С 12–13 вв. начался новый этап в развитии христ. Б., связанный с формированием схоластики; нек-рые представители схоластики задались целью "доказать" наличие гармонии между верой и разумом, "обосновать величие творца через совершенство его творений" (Фома Аквинский – создатель новой системы католич. Б.). Сделав нек-рые уступки рационалистич. веяниям, Б. продолжало ожесточенно бороться как с передовыми рационалистич. течениями (Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.), так и течением мистич. пантеизма (Эриугена, Амори Шартрский, Иоахим Флорский и их последователи), хотя мистицизм проникал и в богословские системы защитников офиц. церковности (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский, Бонавентура, Фома Кемпийский и др.). Б. в Зап. Европе в период развитого феодализма обеспечило за собой "...верховное господство... во всех областях умственной деятельности..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с.360) и превратилось во всеохватывающее феод. мировоззрение, служившее действенным орудием социального и духовного порабощения масс, поскольку оно освящало божеств. санкцией основы феод. господства и феод. эксплуатации. В этих условиях и те идеи, в к-рых отражались интересы и чаяния эксплуатируемых масс, как правило, выступали также в религ. форме.

С возникновением капиталистич. отношений появляется протестантское Б., приспособлявшее христианство к интересам нарождавшегося класса буржуазии. Оно перенесло гл. внимание на религ. чувство, переживания, эмоции, развило (критикуя приверженность традициям, обязательность церк. предания) догмат о внутр. религиозности, об "оправдании одной лишь верой", отвергло положение о главе церкви – папе и, возвратясь к Августину, признало (Лютер, Меланхтон, Кальвин) единств. источником вероучения "священное писание". В дальнейшем в протестант. Б. развились пиетизм (Ф. Я. Шпенер, А. Г. Франке) и рационалистич. направления, смыкающиеся с идеалистич. философией 19–20 вв., "историко-критическое" Б. (Ройс, Ю. Вельхаузен, А. Гарнак и др.), "религиозно-историческое" (Вернле, Г. Гункель, Э. Трёльч и др.), "консервативное" (Цан, А. Гаук и др.) – стремившиеся примирить веру и знание.

Для Б. периода капитализма, как и Б. предшествующего периода, характерна защита эксплуатации. Важнейшими социальными темами Б., в т. ч. и православного, являются про-возглашение различий в судьбе богача и бедняка результатом "божественного предустановления", проповедь смирения и терпения, обращенная к трудящимся. Так, напр., один из представителей православного Б. в России митрополит Филарет (1783 –1867) активно выступал в ващиту крепостничества.

Совр. христ. Б. характеризуется большим идейным разбродом, банкротством осн. идей традиц. Б., обусловленным ростом прогрессивных сил во всем мире, победой социализма в ряде стран, триумфальным шествием передовой науки, опирающейся на материалистич. мировоззрение. Совр. богословские течения, в зависимости от того, на какие обществ. прослойки эти направления ориентируются, разнятся гл. обр. решением вопроса об отношении религии к политике и к науке. Активизировался адресующийся к бурж. интеллигенции "модернизм", допускающий элементы "рационализма" [отрицание букв. смысла библ. мифов ("демифологизация" Р. Бултмана), толкование таких понятий, как рай, ад, воскресение мертвых и др. только в нравств.-аллегорич. смысле как "состояния духа" (ряд англ. богословов)]. Нек-рые богословы становятся на позиции "двойственной истины", утверждая, что наука и религия имеют разные области познания и якобы дополняют друг друга; причем они требуют признания примата религии над наукой. В 1950 Папа Пий XII признал, что эволюц. теория Дарвина, многократно осужденная церковью, может рассматриваться как науч. гипотеза происхождения человека. В 1951, ратуя за "союз" между религией и наукой, он выдвинул задачу "обосновать" религию с помощью новейших данных науки и "доказать" сотворение мира богом. Большое значение в совр. католическом Б. получил "неотомизм", стремящийся оживить в интересах империалистич. реакции ср.-век. схоластич. систему Фомы Аквинского и внушить представления о "научности" Б. Сторонники фундаментализма, ориентирующиеся на наиболее отсталые слои гор. населения, крестьянство, женщин, требуют не допускать никаких отступлений от догматич. формулировок и считают "священное писание" единств. "основой" (fundus) веры. Особое распространение получила "теология кризиса", или "диалектическая теология" (Э. Брюннер, П. Тиллих, Р. Нибур и др.), использующая христ. тезис о "греховности" человека (социальное зло – неизбежное порождение "неизменной греховной природы людей") для защиты империализма и для борьбы с социализмом (человек лишь "тварь божия", а потому не может создавать или изменять "установленные богом" порядки). Такую же антисоциалистическую сущность заключает в себе религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, П. Рикёр, Р. Труафонтен – во Франции, К. Ясперс – в Западной Германии), оказывающий заметное влияние на современное Б. Это направление резко выступает против разума, отстаивает иррационализм и особое значение "подсознательного", утверждает, что смысл жизни человека заключается в смерти и только в момент смерти человек постигает "высшую истину"; оно является характерной формой совр. религ. идеологии. Православное Б. настаивает на том, что "богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны...", отрицая к.-л. развитие или изменение христианства.

В других религиях Б. преследует те же цели, что и в христианстве, и имеет сходное социальио-политич. назначение: оно также прошло ряд этапов, приспособляясь к изменяющейся социальной обстановке с тем, чтобы в различных исторических условиях более действенно защищать интересы эксплуататорских классов.

В буддийском Б. центр. место занимает учение о страдании, к-рое является средством искупления грехов, связанным с представлением о переселении душ. В ходе развития буддизма сформировалась буддийская философия.

В исламе Б. – калам; гл. объект калама – единобожие (таухид) аллаха; к нему примыкает учение о посланничестве, пророческой миссии "Мухаммеда"; сложилось (с 10 в.) в двух осн. направлениях: ашаризм (см. "Ашари"), проникнутый идеей о "предопределении", с чертами "антропоморфизма", и мута-зилизм (см. "Мутазилиты"), для к-рого характерен тезис о свободе человеч. воли и отчасти рационалистич. тенденции.

В иудаизме, после кодификации Торы ("закона") в 5 в. до н. э., постепенно было разработано догматич. В., осн. содержанием к-рого стало учение о едином боге Яхве. В период создания "Талмуда", в условиях диаспоры, при синагогальном культе в 3–5 вв. н. э. было особенно развито учение о "мессии". В ср. века в иудейском Б. появились многочисл. мистич течения, противопоставившие Талмуду каббалу (предание), в 18 в. это направление вылилось в хасидизм (осн. Бешт, ок.1700–60), призывавший к мистич. слиянию человека с богом (наиболее полно у цадиков). В 12 в. возникло идущее от Маймонида, разработавшего 13 догматов иудаизма, направление, имеющее ряд рационалистич. тенденций [особенно у Моисея Мендельсона (1729–86), реформировавшего иудаизм в интересах буржуазии]. С развитием капитализма иудейские теологи стремятся модернизировать свою религию на основе неокантианства (Г. Коген), прагматизма (М. Каплан), экзистенциализма (М. Бубер) и др. бурж. идеалистич. учений. В Израиле и за его пределами тратятся огромные средства на издание иудейской богословской литературы, к-рая проповедует "сионизм".

Современное Б. является одной из наиболее реакционных форм бурж. идеологии; оно именем бога освящает общество, основанное на частной собственности, и насаждает враждебность идеям коммунизма. Б. еще более, чем раньше, стремится свести проблемы социально-классовые к морально-этическим, негодность капиталистич. обществ. строя подменить несовершенством отд. людей, а клас. борьбу – клас. сотрудничеством. Характерны попытки нек-рых представителей совр. Б. примениться к новой обстановке, созданной успехами социализма, и выступить с целью раскола рабочего движения и отвлечения масс от идей научного коммунизма, в качестве защитников "религиозного социализма".

Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, М., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1955; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Сидорова Н. Α., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К вопросу о реакц. роли католич. церкви в развитии средневек. культуры), М., 1953; Крывелев И. А., Совр. богословие и наука, М., 1959; Кольман Э. Я., Православие о вере и знании, М., 1959; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.–Л., 1960.

Б. Я. Рамм. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia