Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Археология





АРХЕОЛÓГИЯ (от греч. ἀρχαῖος – древний и λόγος – слово, наука) – отрасль ист. науки, изучающая первобытные, древние и ср.-век. веществ. памятники и реконструирующая по ним прошлое человеч. об-ва. Веществ. источники – это прежде всего орудия произ-ва и созданные с их помощью материальные блага: одежда и украшения, посуда и предметы роскоши, частные и обществ. постройки, произведения изобразит. иск-ва и все, что является результатом трудовой деятельности человека. Веществ. источники изучаются специалистами-археологами. Они производят раскопки древних погребений и поселений, консервируют и реставрируют найденные сооружения и вещи, изучают и классифицируют их, публикуют отчеты о раскопках и найденных вещах и интерпретируют результаты раскопок. На этом последнем этапе работы археолог выступает как историк, используя для своих выводов все виды ист. источников, как вещественные, так и письменные. А. необычайно расширила пространств. и временной горизонт истории. До начала развития А. ист. наука, опиравшаяся исключительно на письм. источники, охватывала прибл. 3 000 лет. В кон. 18 в. археологи открыли новые письм. источники; расшифровка егип. иероглифов (1819) и вавилонской клинописи (1837) прибавила еще 2 000 лет письм. истории.

Вся предшеств. история человечества (а оно существует по приблизит. подсчетам ок. 800 тыс. лет) известна только на основании археол. данных. Но и когда письменность уже была изобретена, она существовала первоначально в очень немногих странах, в то время как человечество жило на обширных пространствах земли. 5 тыс. лет назад письменность существовала только в Египте и Месопотамии, затем появилась в M. Азии, Индии и Китае и, наконец, в Европе, сначала в Италии и Греции, а затем и в др. странах. История человечества на большом отрезке времени и на огромных терр. может быть изучена только с помощью А. Она может дать ценные мат-лы, дополняющие письм. источники, и для поздних периодов истории, сравнительно близких к нам, напр. для истории ср. веков. Письменность возникает в клас. обществе и, как правило, является привилегией господств. класса. Письм. источники носят отпечаток личного отношения их автора к событиям, в них сильны элементы субъективизма. Веществ. источники дают объективные сведения для освещения жизни и быта данного общества и притом не только господств. классов, но и производителей материальных благ – трудящихся масс.

А. помогает изучать историю х-ва и культуры, позволяет восстановить в какой-то мере и социальную историю бесписьм. эпох. Сов. и зарубежные ученые-марксисты считают, что поскольку существуют определ. закономерности развития производит. сил и производств. отношений, на любой ступени развития общества существует определ. закономерная связь между материальной культурой и социально-экономич. жизнью. Отсюда вытекает возможность ист. реконструкции по археол. данным. Взгляды ученых-марксистов и их противников особенно резко расходятся в вопросе о закономерностях ист. процесса. Бурж. ученые, отрицающие их существование и представляющие себе историю как собрание отдельных, случайных фактов, приходят к ограничению задач Α., сводят их только к изучению истории культуры или даже только истории иск-ва. Сов. ученые рассматривают А. как единую науку, обладающую общими методами изучения различных ист. эпох. Они изучают первобытное общество наравне с античным, феодальным и т. д. Археологи-марксисты выясняют для первобытной истории лишь важнейшие изменения в развитии производит. сил и устройстве общества. Картина получается общей, но осн. закономерности ист. развития выступают очень наглядно. Сов. археологи совместно с учеными стран нар. демократии, прогрессивными учеными капиталистич. стран борются против характерного для нек-рой части бурж. археологов национализма, расизма, против попыток считать бесписьм. народы "неисторическими", выступают за признание вклада каждого, даже самого маленького народа в развитие мировой культуры.

Как наука, обладающая своими особыми методами исследования, А. сложилась не многим более 100 лет назад, хотя первые попытки археол. раскопок, отмеченные в истории, относятся еще к 6 в. до н. э., когда вавилонский царь Набонид искал надписи древних царей в фундаментах построек. Термин "А." впервые употребил и 4 в. до н. э. Платон в диалоге "Гиппий Больший", имея в виду науку о древностях в самом широком смысле слова. В императорское время в Риме употребляли другой термин, но с тем же значением: antiquitates – древности. В ср. века термин "А." был вытеснен термином "древности", а в 1767 был возрожден проф. Гёттингенского ун-та X. Г. Хейне, понимавшим под А. только описание и классификацию памятников классич. иск-ва. Совр. понимание термина "Α.", как оно изложено выше, сложилось только в 19 в., а широкое, но не повсеместное признание получило только в 20 в. Исторически сложилось так, что А. развивалась в виде 4 отд. отраслей – классической Α., изучающей письм. период истории Др. Греции и Рима; восточной Α., изучающей историю стран древнейших цивилизаций (Египет, Передняя Азия); ср.-вековой А. и первобытной Α., шедших в своем развитии разными путями, постепенно сближаясь по мере определения единства задач, и только к нач. 20 в. слившихся в единую науку, обладающую общими принципами и методами. В то же время возросла специализация внутри Α.: отдельные специалисты изучают эпохи палеолита, мезолита, неолита, бронз. век, ранний жел. век. Есть и др. системы специализации: по этнич. признакам (А. славяно-русская, галло- романская, бритто-романская и т. д.) и по отд. странам (А. Египта, Китая, Индии, Америки, Африки, Океании и т. п.). Особым разделом А. в нек-рых странах является изучение христ. древностей. Различные разделы А. объединяются общими методами науки. С Α., как и с историей, тесно связаны вспомогат. ист. дисциплины – нумизматика, сфрагистика, эпиграфика. Археологи добывают в раскопках мат-лы для вспомогат. ист. наук и с помощью данных этих наук датируют свои мат-лы и объясняют ист. явления.

Объекты археол. исследований, как их называют иногда – "археологические памятники", как правило, скрыты под землей. Поиски их наз. археол. разведкой (см. "Разведка археологическая"). Обнаруженные памятники описываются и наносятся на археол. карту. След. этапом работы археологов являются "раскопки" обнаруженного памятника. Один из важнейших методов археол. исследования – стратиграфический (см. "Стратиграфия") – наблюдение за чередованием культурных слоев, отложившихся в результате продолжит. обитания в данном месте человека в различные ист. периоды, и установление хронологич. соотношения этих слоев. Этот метод позволяет установить относит. хронологию следов отд. поселений, отложившихся в одном месте, а также культурно-стратиграфич. разрезы обширных терр. Если определенные типы вещей встречаются только в определенном слое на данном поселении, то можно ожидать, что они встретятся в том же слое па др. поселениях. Указанный метод основан на том, что ненарушенные отложения в верхних слоях более поздние, чем в нижних. Для датировки важно установить порядок расположения "культурных слоев" и древних погребений не только по отношению друг к другу, но и по отношению к геологич. напластованиям. Так была обоснована хронология и периодизация "каменного века".

Первым этапом науч. исследования добытых в раскопках вещей является их классификация. Существуют три основы классификации: определение функциональное (назначение вещей), хронологическое (время изготовления) и хорологическое (место изготовления), Для классификации и датировок А. выработала свои методы или заимствовала их из др. наук (см. "Методы археологических датировок"). Важнейший метод – сравнительный. Он возник первоначально в первобытной А. из сопоставления сведений о различных этапах (стадиях) культурного развития человечества с данными этнографии о совр. отсталых народах. Постепенно этот метод был распространен на все области А. и стал служить не только для определения назначения вещей, сооружений, но и для хронологизации мат-лов и для изучения взаимовлияний племен и народов. В последнее время получил распространение предлож. сов. учеными метод изучения функций орудий по следам работы на них. Для хронологич. классификации служит типологический, или, как его иногда называют, формально- типологический метод (см. "Типологический метод"), сущность к-рого заключается в том, что вещи распределяются по материалу, форме и назначению. Первоначально вещи делятся на группы по материалу и назначению, напр. жел. мечи, кам. топоры. Затем внутри этих групп выделяются подгруппы, объединяющие близкие по форме вещи, вещи одного типа, к-рые располагаются в ряды от более простых к более сложным или наоборот. Труднее всего при составлении рядов решить, как шел процесс развития типа – была это прогрессивная эволюция или дегенерация. Для решения этого вопроса типы вещей из одной группы сопоставляются с типами вещей из другой группы по принципу синхронизма, т. е. по одновременности изготовления, к-рая устанавливается гл. обр. по совместным находкам в процессе раскопок. Так составляются новые ряды, в к-рых вещи, принадлежащие к различным типологич. рядам, оказываются связанными по их синхронизму. Формально-типологич. метод является важнейшим собственно археол. методом датировки. Если в комплексе находок найден хотя бы один предмет определ. хронологич. типа, то мы получаем опорную точку для датировки целого комплекса. Метод синхронизации имеет значение не только при составлении типологич. серий. Он может служить для датировки наблюдаемых культурных явлений, проникших в первобытные общины из одновременно существовавших центров древней цивилизации. Так, даты европ. неолита и бронз. века в значит. мере основываются на хронологии древних гос-в Средиземноморья и Бл. Востока. Для датировок служат также методы, заимствованные А. у естеств. наук. Метод датировок органич. остатков по содержанию в них радиоактивного углерода С-14 основан на том, что количество С-14, усваиваемого из атмосферы растениями, а затем и животными, является величиной постоянной. После смерти растения или животного в результате распада С-14 его количество в мертвых тканях начинает убывать. Измеряя величину распада С-14, исследователь, обладающий образцами биологич. происхождения, взятыми из археол. памятников, может оценить возраст этих памятников. Другой метод установления относит. и абсолютных дат – дендрохронологический – по годичным кольцам древесин, найденных в археол. памятниках. Большие перспективы в археол. хронологии открывает палеомагнетизм. Измеряя остаточную намагниченность подвергшихся обжигу изделий из глины и сопоставляя ее с магнитным полем земли в ту или иную эпоху, можно определить абсолютный возраст предмета. Археологи используют также геологические методы датировки – по отложениям ленточных глин и т. д.

При изучении древних вещей обращает на себя внимание значит. разница их форм даже в тех случаях, когда вещи служили для одной и той же цели и относятся к одной и той же эпохе. Картографирование, как правило, показывает, что распространение различных форм вещей одного и того же типа концентрируется в определ. р-нах. При этом одинаковые типы вещей встречаются в постоянных сочетаниях с др. вещами, а также с определ. формой поселения, жилища, обряда погребения и т. п. Отсюда возникло понятие археологической культуры – группы памятников, объединенных одним временем, общей терр. и общими характерными чертами. Причиной такого единства могут быть одинаковые геогр. условия (в к-рых развивалось общество, создавшее данную археол. культуру), исторически сложившиеся хоз. и культурные достижения или единство происхождения. Чаще всего за археол. культурами скрываются древние племена и народы. Очень важным методом исследования является археологическая картография. Основа этого метода – нанесение на археол. карту всех археол. памятников той или иной страны. На базе одной или неск. таких карт составляются карты, суммирующие ист. выводы и обобщения: геогр. размещение археол. культур; взаимосвязи и взаимовлияния археол. культур и этнич. групп; размещение и распространение отд. типов вещей; размещение и распространение отд. видов произ-в, сельскохозяйственных культур и т.п.; определение торг. путей и экономич. связей и т. п.

Особо важной темой является установление и изображение взаимосвязи обществ. явлений прошлого с геогр. факторами. Природное окружение влияло на человеч. деятельность, и в свою очередь человек изменял природу. Археологи изучают историю человеч. поселений в зависимости от истории климата, топографии, флоры и фауны терр., где эти поселения возникли. Археолог должен изучать историю поселения на фоне древнего ландшафта, реконструкция к-рого производится на основе различных данных, в т. ч. и добытых археологами. Так, напр., пыльца деревьев обладает редкостной устойчивостью и сохраняется в течение тысячелетий. Лучшими хранилищами пыльцы являются болота, но сохраняется она и в земле, в особенности хорошо в пустынях и полупустынях. Систематич. наблюдения за стратиграфией болот и изучение найденной здесь пыльцы (пыльцевой анализ) дают возможность проследить эволюцию растительности, а вместе с тем и эволюцию климата в данной области. Α., т. о., связана с палеоклиматологией.

Изучение находимых на поселениях костей домашних и диких животных позволяет установить обстановку, в к-рой жили люди, объекты их охоты, развитие животноводства и историю того или иного вида животных, историю их приручения, "одомашнения" и изменения породы. По зернам злаков, а также по зернам сорняков, сопровождавших культурные растения, удается определить уровень развития земледелия различных эпох и даже системы земледелия – подсечную, переложную, залежную, трехпольную и др. Палеозоология, палеоботаника и палеоантропология тесно связаны с А. Палеоантропология изучает останки древнего человека, дает представление о физич. типе человека минувших эпох, об изменении этого физич. типа под влиянием различных социальных и природных условий. Для классификации большое значение имеет статистический метод. Значит. часть археол. мат-лов представляет массовые находки, и для того чтобы установить хронологич. и хорологич. корреляцию одних типов вещей по отношению к другим, а также отделить важные явления от второстепенных, необходимо применить законы математич. статистики.

Последний этап работы археолога над добытыми мат-лами – ист. выводы из них и реконструкции.

Реконструкция отд. элементов быта и обществ. жизни в особенности сложна для дописьм. эпох, когда археолог имеет дело только с немыми источниками. Для подобных реконструкций существенное значение имеет этнографич. описание отсталых в своем развитии племен, сохранивших до наших дней первобытнообщинный строй, а также описание тех пережитков докапиталистич. формаций, к-рые сохранились в быту современных народов.

Экономич. жизнь древнего общества, производит. силы, формы ведения х-ва, развитие собирательства, охоты, рыболовства, земледелия, скотоводства, формы поселений и построек, одежда и пища, межплеменной обмен, транспорт, орудия труда и технология их изготовления, оружие и воен. столкновения – все это может быть изучено на основании археол. данных. Сложнее реконструкция явлений социальной и духовной жизни, а также решение вопроса об этнич. принадлежности выявляемых по археол. данным групп населения. При одинаковом уровне развития производит. сил в сходной геогр. среде у разных народов и в разных, даже отдаленных друг от друга областях могут возникнуть сходные явления социальной и духовной жизни. Сходные, но не одинаковые, поэтому прямая реконструкция по аналогии может быть ошибочной. Особенности орудий труда, оружия, украшений, жилищ, погребальных обрядов и ритуальных объектов позволяют предположить, что они являются конкретным выражением общих социальных традиций, к-рые всегда связывают народ. Но бывает трудно, а иногда и невозможно ответить на вопрос, имеет исследователь здесь дело с родств. по происхождению и близкими по языку группами или с разноязычными группами, выработавшими в результате длит. ист. контакта общие черты в своей культуре. Археолог должен быть очень осторожен, решая на основе изучения материальной культуры вопросы социальной и этнич. истории. Тем не менее решение таких вопросов возможно и история А. дает ряд примеров этого.

История археологии. Зарубежная А. Интерес к древним памятникам иск-ва возник еще в антич. мире (Фукидид, Павсаний, Плиний), снизился в средневековье и вновь возрос в эпоху Возрождения. Однако до нач. 17 в. раскопки и коллекционирование древностей еще не имели науч. основы. Только начиная с этого времени, когда увлечение античностью и собирательством древностей уже охватило всю Европу, обильный накопившийся материал пытаются классифицировать. Объектами внимания антиквариев остаются гл. обр. памятники иск-ва, но к ним прибавляются и надписи. В нач. 18 в. вышел в свет десятитомный свод антич. древностей франц. палеографа Б. Монфокона, сильно повлиявший на развитие археол. собирательства. К этому же времени относятся первые опыты раскопок с науч. целями. Особое значение для развития А. имели раскопки погибших при извержении Везувия в 79 н. э. городов "Геркуланума" и "Помпеи" (близ Неаполя). Первоначально раскопки носили хищнич. характер, но в кон. 18 в. были научно организованы. Помпейские раскопки имели большое значение, т. к. привлекли внимание к бытовым древностям. В 19 в. начинается эпоха "великих археол. открытий". Освободит. идеи франц. революции, рост нац. самосознания в странах Европы вызывали усиленный интерес к прошлому. Франц. буржуазия с особым интересом относилась к античности. Егип. поход Наполеона и расширяющееся влияние англ. Ост-Индской компании открыли археологам доступ в страны Востока.

Науч. А. началась с классификации ее мат-лов. Для первобытной А. и прежде всего для хронологич. разделения первобытных древностей большую роль сыграла теория "трех веков", разделение человеч. истории по мат-лу, из к-рого изготовлялись орудия труда, на кам., бронз. и жел. века. Впервые высказанная в 1 в. до н. э. великим рим. поэтом и мыслителем Лукрецием гипотеза о трех веках была возрождена в 18 и в нач. 19 вв. мн. авторами, в т. ч. А. Н. "Радищевым" в России. Впервые ее обосновал археол. материалом дат. археолог К. Ю. "Томсен" в 1836. Подтвердил и углубил классификацию Томсена другой дат. археолог Е. Я. "Ворсо".

Открытие "палеолита" связано с именем франц. археолога-любителя "Буше де Перта", собравшего коллекцию орудий древнего кам. века и выступившего с утверждением, что человек, создавший эти орудия, был современником мамонта и др. вымерших животных. Это утверждение нашло доказательства в работах геолога и археолога Э. "Ларте", с 1837 изучавшего древние пещеры и установившего хронологию их геологич. отложений. В 1853–54 после падения уровня воды в озерах Швейцарии были открыты свайные поселения эпохи позднего кам. и бронз. веков, в к-рых были представлены детали повседневной жизни их обитателей. Это позволило обосновать отличия в развитии человечества в разные периоды кам. века, и в 1865 англичанин Дж. "Леббок" впервые ввел в обиход термины "палеолит" и "неолит".

Под влиянием теории Ч. Дарвина об эволюц. развитии в природе возникает в 70-х гг. 19 в. эволюционистская школа в этнографии, гл. заслугой к-рой было создание теории единства ист. развития человечества. Археологи также попытались отождествить развитие орудий труда и вообще всех вещей, созданных человеком, с эволюц. процессом развития организмов в природе. Хотя такое отождествление было в целом ошибочным, оно сыграло в то время прогрессивную роль в Α., т. к. привело к ист. объяснению археол. данных и внесло из области естеств. наук материалистич. взгляд на эти данные. Естественно-ист. направление в А. дало мощный толчок ее развитию. Убежденный дарвинист франц. археолог Г. де "Мортилье" установил в 1869–83 хронологич. классификацию палеолита, поныне сохранившую свое значение. Стремился применить дарвинизм к А. и швед. ученый О. "Монтелиус", один из создателей типологич. метода. Хотя он ошибался, полагая, что вещи развиваются в силу какого-то внутр. закона изменения форм, и не понимал, что это происходит вследствие изменения условий жизни человеч. общества, ему удалось много сделать для применения типологич. метода как метода хронологизации.

Усовершенствование способов раскопок, переход к науч. методам осуществился уже во 2-й пол. 19 в. Он выразился в тщательной фиксации положения каждой находки, участии в раскопках фотографов и архитекторов, применении стратиграфич. метода и, наконец, комплексного метода, при к-ром в экспедиции участвуют специалисты в разных областях знания: эпиграфисты, топографы, реставраторы, палеозоологи и т. п. Усовершенствованию методов раскопок содействовали нем. ученый Э. "Курциус" (вел раскопки в Олимпии), англ. ученые "Питри Флиндерс" (в Египте) и А. Питт-Риверс (в Англии), рус. ученый Б. В. "Фармаковский" (в Ольвии). В области техники открытия археол. памятников огромное значение приобрела после 1-й мировой войны аэрофоторазведка.

В нач. 20 в. археол. исследования, связанные с первобытной историей, распространились из Зап. Европы в Центр. и Вост., а также в Африку и Азию. Хронологич. классификация, предложенная франц. археологами, оказалась непригодной для вновь открытых в археол. отношении территорий, Периодич. системы, созданные в 19 в., устаревали. Создатели этих систем, механически перенося положения эволюц. теории на развитие общечеловеч. культуры, полагали, что последняя развивается в различных условиях, а следовательно, и в разных местах земного шара параллельно и одинаково. По мере накопления материала стало очевидно, что даже у стоящих на одинаковом уровне развития локальных групп формы культуры различны. Картографирование этих различий привело к возникновению совр. понятия археол. культуры, за к-рой скрываются этнич., социальные или хоз.-экономич. общности. Идея о том, что за археол. культурами скрываются древние племена и народы, была сформулирована герм. учеными в период между двумя мировыми войнами. Но их формулировки, облеченные в националистич. и расистскую оболочку, были абсолютно неприемлемы для науки и охотно использовались фаш. Германией для милитаристич. пропаганды. Прогрессивные ученые, в т. ч. сов. археологи, вели решит. борьбу против шовинистич. извращения идеи археол. культуры, правильной в своей основе, за очищение ее от националистич. налета.

В 1-й четв. 20 в. в А. и в изучении первобытного общества распространились также идеи диффузионизма, виднейшим пропагандистом к-рых был англ. археолог Г. "Чайлд". Диффузионисты исходили из того, что великие открытия в области культуры были сделаны на протяжении истории лишь однажды и затем путем заимствований, миграций или просто распространением (диффузией) передались другим народам. Т. о., возможность эволюц. развития отд. обществ, самостоятельно достигающих того или иного уровня культуры, отрицается, а роль заимствований и миграций в истории человечества непомерно преувеличивается. Первобытная Α., возникшая и развивавшаяся в Европе, в 20 в. распространилась во всем мире. Ученые убедились, что явления европ. А. не могут считаться универсальными, что, так же как Европа по отношению ко всему миру составляет лишь небольшую часть, явления ее культурной и социальной истории в первобытную эпоху представляют явления местные и ограниченные. Большие успехи сделала первобытная А. в Америке, Африке, Китае, Индии, Океании, Австралии.

Великие археол. открытия в 19 и 20 вв. были сделаны в Средиземноморье и на Бл. Востоке. В Греции велись раскопки в Афинах и др. городах, были раскрыты знаменитые общеэллинские святилища в Дельфах и Олимпии; в Италии, кроме Геркуланума и Помпей, велись большие раскопки в Риме и Остии; в М. Азии раскапывались важные ионийские центры Милет и Эфес и эллинистич. города Приена и Пергам, в Сирии – Гелиополь и Пальмира и мн. др. Особенно большое науч. значение имело открытие культуры бронз. века в эгейском мире во 2-м тыс. до н. э. и раскопки "Кносса" (А. "Эванс") и "Феста" на о. Крите, Трои в М. Азии, "Тиринфа" и "Микен" в континент. Греции (Г. "Шлиман" и В. "Дёрпфельд"). В М. Азии была открыта хеттская культура и раскопана столица хеттов в Богазкёе близ Анкары (Г. "Винклер"). Исследования в Финикии, Сирии и Египте (О. Мариет, Г. "Масперо", Питри Флиндерс) открыли тысячелетние культуры этих стран, восходящие еще к эпохе неолита. Раскопки в "Сузах" (Ж. де "Морган") и Персеполе дали обильный материал по культуре Др. Ирана (Р. "Гиршман", Э. "Херцфельд"), а раскопки в Месопотамии открыли ассир. города Дур-Шаррукин (П. Э. "Ботта"), "Ниневию" (О. Г. "Лейард") и др. Раскапывались "Вавилон" и "Ашшур" (Р. Колдуэй и В. "Андре"). Была открыта древнейшая в мире шумерская цивилизация и ее центры "Ур" Л. ("Вулли"), "Лагаш" (Э. Де Сарзек), "Урук" и др. Исследования на Востоке охватили постепенно огромные терр.: были изучены древние культуры Китая (Ю. Г. "Андерсон", "Го Мо-жо", "Го Бао-цзюнь", "Лян Сы-юн", Ван Го-вэй и др.), Японии и Индии (Д. "Маршалл", Р. Банерджи, М. Вилер, М. Вэт и др.). В Зап. полушарии археологи сконцентрировали внимание на изучении памятников доколумбовой Америки: ацтеков в Мексике, майя в Центр. и Юж. Америке (Д. Л. "Стефенс", А. Модсли), инков в Перу и т. п.

Больших успехов достигла наука в изучении раннего жел. века, поздней античности и средневековья в Европе. Открытие в сер. 19 в. "гальштатской культуры" и "латенской культуры", а затем "лужицкой культуры" познакомило с жизнью племен и народов жел. века. Изучение рим. провинций в Европе привело к открытию остатков культуры "варварских" племен. Собран огромный материал по эпохе "великого переселения народов", стали известны древности германцев, аваров, гуннов и др. племен. Исследованы ср.-век. города, их архит. памятники и произведения иск-ва. Больших успехов достигла слав. А. В нач. 20 в. появился гигантский свод слав. древностей, изд. чеш. археологом Л. "Нидерле". Это время вообще отмечено появлением ряда археол. сводов исследований и синтетич. работ. Среди них следует отметить исследование Ж. Дешелета ("Manuel d'archеologie préhistorique celtique et galloromain", t. 1–6, 1908–34), словарь Даранбера и Сальо ("Dictionnaire des antiquités grecques et romaines", Bd 1–5, 1877–1919) и энциклопедию, под ред. Макса Эберта ("Reallexikon der Vorgeschichte", Bd 1–15, 1924–32). Позже появилась важная сводка Г. Чайлда ("Заря европ. цивилизации", 1-е изд. 1925).

А. в дореволюционной России. Как и в Зап. Европе, в России интерес к древностям зародился рано. Созданная еще в нач. 16 в. Оружейная палата в 17 в. уже располагала замечат. коллекциями оружия и предметов декоративного иск-ва. Петр I, создавая музеи, в своих указах о сборе редкостей обратил внимание на археол. материалы. Видный рус. историк В. Н. "Татищев" в 1739 издал одну из первых в мире инструкций археол. раскопок. Во 2-й пол. 18 в. в России развился интерес к антич. древностям. В 1763 ген. А. П. Мельгунов произвел первые большие раскопки скифского кургана. В кон. 18 в. П. И. Сумароков начал исследование др.-греч. городов в Крыму. В нач. 19 в. возникает ряд местных музеев, куда поступают коллекции древностей (в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи и др.). Вслед за созданным "Московским об-вом истории и древностей" возникают археол. об-ва в Прибалтике, Одессе, Петербурге. В 80-х гг. 19 в. начинаются систематич. археол. исследования древних городов на Ю. России, на терр. Боспорского царства (И. А. Стемпковский). Курганные раскопки дают науке замечат. образцы антич. ювелирного иск-ва. В 1849–53 под рук. А. Н. Оленина издаются монумент. "Древности Российского гос-ва". В 1859 был создан гос. орган по руководству А. – "Археологическая комиссия". Большую роль в развитии А. играли обществ. орг-ции: археол. об-ва и губ. архивные комиссии. Крупнейшими были Рус. археол. об-во и Моск. археол. об-во. Последнему принадлежала инициатива созыва периодич. всероссийских археол. съездов. Крупные представители рус. археол. науки – А. С. "Уваров", И. Е. "Забелин", Д. Я. "Самоквасов", Л. К. "Ивановский", Н. Е. "Бранденбург", В. И. "Сизов", Н. И. "Веселовский", В. В. "Хвойка", Д. Н. "Анучин", А. А. "Спицын", Б. В. "Фармаковский", В. А. "Городцов" – прославились открытием многочисл. памятников разных эпох. Однако А. в царской России не получила должного развития. Большинство археол. исследований было личным делом узкого круга любителей науки, по существу не пользовавшихся гос. поддержкой.

Археология в CCCР. После Οкт. революции начинается новый период развития рус. А. Ист. материализм становится ее идейной основой, а мощная материальная база, созданная Сов. властью для развития науки, содействует развертыванию работ на широком фронте. В 1919 была создана Российская (в дальнейшем Государственная) академия истории материальной культуры (РАИМК-ГАИМК, см. "Институт археологии" Академии наук СССР), к-рой было поручено изучение и охрана памятников А. и иск-ва на терр. страны. Раскопки, прежде случайные, проводившиеся по инициативе отд. лиц, приобрели теперь более планомерный целеустремл. характер. Разрабатывалась методика раскопок и последующего освоения материала с помощью новейших достижений науки. Менялся не только метод, но и самый отбор объектов исследования, среди к-рых первое место заняли поселения, а не могильники. При разработке теоретич. основ сов. А. были допущены нек-рые ошибки. В ходе борьбы против реакц. традиций бурж. науки пытались отвергнуть и ту часть науч. наследства, к-рая составляет золотой фонд науки: типологич., сравнительно-историч. и др. методы. Другой важной ошибкой было распространение социологич. схематизма, к-рому способствовало влияние на А. теорий Н. Я. Марра. Но в целом А. в СССР развивалась успешно. Исследовались археол. памятники на больших терр., углубилась специализация Α., развились отд. ее разделы, раньше почти не существовавшие. Центральным археол. н.-и. учреждением в СССР является Ин-т археологии АН СССР. Этот ин-т ведет большую исследоват. работу, планирует и координирует работу др. науч. учреждений страны, выдает разрешения на производство раскопок и собирает и хранит отчеты о них. Археол. ин-ты имеются во мн. союзных республиках, а там, где их нет, работа по А. включена в планы ин-тов истории. Значит. роль в археол. работе играет разветвленная сеть музеев, к-рые являются не только хранилищами веществ. источников истории, но и центрами исследоват. работы в самых отдаленных уголках страны. Св. 500 музеев имеют археол. отделения. Большое развитие получило высшее археол. образование. Подготовка археологов производится на археол. отделениях или при археол. кафедрах на ист. ф-тах мн. ун-тов. Общее число археологов в СССР в неск. раз больше, чем в дореволюц. время. Раскопки в СССР производятся только по открытым листам, выдаваемым АН СССР (в отношении памятников, находящихся на терр. РСФСР, или памятников общесоюзного значения), АН союзных республик (в отношении памятников респ. значения). Самовольные раскопки запрещены. Важнейшие археол. памятники занесены в гос. списки СССР и охраняются гос-вом. Сов. археологами прослежена древняя история СССР начиная с первого появления человека на его терр. Эпоха палеолита представлена множеством (более 800) вновь открытых памятников. В сов. время открыта древнейшая на терр. СССР стоянка шелльского времени – "Сатани-Дар" (в Армении), замечат. мустьерские памятники "Киик-Коба" (в Крыму) и "Тешик-Таш" (в Ср. Азии), многочисл. позднепалеолитич. памятники в "Костенках" (близ Воронежа) и мн. др. В СССР впервые открыты и исследованы палеолитич. жилища и установлен факт оседлости населения в эту отдаленную эпоху. Многочисл. орудия труда позволили проследить эволюцию техники и реконструировать трудовые процессы первобытного человека. Находки палеолитич. статуэток, рисунков и орнаментов дают представление о древнем иск-ве. Находки костей палеолитич. человека подтвердили представление сов. ученых о фазах, через к-рые прошло развитие человека от обезьяны до появления совр. человека. Сов. археологи много сделали для исследования обществ. строя, х-ва и идеологии эпохи палеолита. Обобщающие труды сов. археологов решают не только проблемы палеолита СССР, но и ставят эти проблемы во всемирном масштабе. Кроме ряда монографий по отдельным вопросам (П. И. Борисковского, С. Н. Замятнина, Г. А. Бонч-Осмоловского, К. M. Поликарповича, A. П. Окладникова, Г. К. Ниорадзе и др.), важным обобщающим марксистским трудом явилось исследование П. П. "Ефименко" "Первобытное общество" (в 1953 вышло 3-е изд.). А. эпохи неолита и бронз. века относится к тем разделам науки, к-рые в дореволюц. время почти не существовали. Естественно, что на огромной терр. СССР еще остались большие области, где мало изучены памятники этих эпох (в Белоруссии, на Украине, на Кавказе и в Ср. Азии). Однако б. ч. Европ. терр. СССР изучена настолько хорошо, что уже сделана попытка дать сводную историю неолитич. племен, живших на этой терр. (книга А. Я. Брюсова "Очерки по истории племен Европ. части СССР в неолитич. эпоху"). Неолит Севера Европ. части СССР хорошо изучен в работах М. Е. Фосс, неолит Прибайкалья – А. П. Окладниковым. Жилища, быт и х-во древнейших в Вост. Европе земледельч. племен, т. н. "трипольских", изучены С. Н. Бибиковым, Т. С. Пассек и др. исследователями. Большая заслуга в деле изучения и систематизации памятников бронз. века принадлежит сов. археологу B. А. "Городцову". Б. А. Куфтин раскопал в Триалети курганы, свидетельств. о высоком уровне культурного развития Грузии в бронз. веке. Для изучения энеолита и бронз. века Юж. Сибири много сделал С. В. "Киселев", воссоздавший в своих трудах историю этой области почти на протяжении 4 тыс. лет. Большое значение имеют работы А. А. Иессена по древнейшей металлургии Кавказа. Бронз. век в истории народов СССР – это время значит. социальных сдвигов, время консолидации племен и возникновения крупных социальных общностей. К концу бронз. века даже во многих сев. р-нах были известны металлургия, скотоводство и земледелие. Культуры бронз. века на терр. СССР развивались своеобразно, но во взаимодействии с др. культурами тогдашнего мира и с использованием важнейших достижений передовых цивилизаций древности. Все эти важные ист. выводы являются результатом работ археологов в последние годы.

Ранний жел. век

Еще в энциклопедиях