Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Альморавиды





АЛЬМОРАВИ́ДЫ – принятое в лит-ре название династии и феод. гос-ва [сер. 11 в. – 1146], возникшего в ходе движения берберских племен Сев. Африки во главе с Абдаллахом ибн Ясином. А. называли вначале и всех участников движения. Первыми приверженцами движения были кочевые берберские санхаджийские племена, жившие на терр. совр. Мавритании, к-рые приняли ислам в 9 в. Центром деятельности приверженцев Абдаллаха ибн Ясина, выступавшего с проповедями маликизма – одного из 4 толков суннитского ислама (см. "Мазхаб"), стал построенный им в сер. 11 в. рибат (монастырь); последователи Абдаллаха ибн Ясина были названы альмурабитун – "живущие в рибате" (исп. аlmoravides). Они должны были вести подвижнический образ жизни в строгом соответствии с маликизмом и обучаться воен. иск-ву для борьбы с "врагами веры". Вскоре А. подчинили себе санхаджийские племена Мавритании (на терр. совр. Марокко), объединив их под религ. руководством Абдаллаха ибн Ясина. Воен. командование находилось в руках представителей правящей семьи племени Лемтуна (отсюда др. назв. династии Α. – Лемтуна): эмира Яхьи ибн Омара (ум. 1056), затем его брата Абу Бекра, к-рый после смерти Абдаллаха ибн Ясина (1059) стал вождем А. К этому времени А. подчинили Юж. Марокко и продолжали завоевания на С. и на Ю. Эти завоевания сопровождались физич. уничтожением "неверных" и "отступников", борьбой с неправедными правителями и "незаконными налогами". Последнее обеспечивало А. поддержку нар. масс и в сочетании с религ. фанатизмом способствовало быстрому успеху и росту движения. В 1061 Абу Бекр ибн Омар направился в Сахару для подавления восстания, поручив командование А. своему племяннику Юсуфу ибн Ташфину, к-рый отстранил дядю от руководства движением, принял титул эмир аль-муслимин и после смерти Абу Бекра стал религ. и светским главой А. Владетели мелких араб. мусульм. гос-в Пиренейского п-ова, оказавшихся под угрозой "Реконкиста", призвали на помощь Юсуфа ибн Ташфина. Отряды альморавидов во главе с Юсуфом ибн Ташфином высадились в Испании, отразили натиск христиан, одержав в 1086 победу при Салаке (Заллака, к С. от Бадахоса) и к 1090 подчинили себе мусульм. Испанию. После смерти Юсуфа ибн Ташфина (1106) его сын Али получил в наследство огромное гос-во, включавшее Марокко, Зап. Алжир, мусульм. Испанию и Балеарские о-ва. Столицей нового гос-ва был г. Марракеш, осн. Юсуфом ибн Ташфином в 1062. Гос-во А. было слабо централизованным. В провинциях правили представители династии или верхушки Α., часто лишь номинально признававшие сюзеренитет главы гос-ва. Поборы и бесчинства войск и правителей, особенно при преемниках Юсуфа ибн Ташфина, вызывали широкое недовольство, к-рое усиливалось религ. нетерпимостью А. Восторжествовавший при А. схоластич. ретроградный маликизм принял воинствующий характер, убивал всякую живую мысль. Все это значительно ослабило гос-во Α., к-рое не смогло противостоять движению "Альмохадов". В 1146 Альмохады взяли Марракеш и вскоре при помощи местного населения свергли власть А. в Испании. Остатки А. во главе с Бану Гания еще нек-рое время продолжали борьбу, базируясь на Балеарских о-вах.

Династия Α.: Яхья ибн Омар (ум. 1056), Абу Бекр ибн Омар [1059–1087 или 1088], Юсуф ибн Ташфин [1088 (фактически с 1061) – 1106], Али ибн Юсуф [1106–43], Ташфин ибн Али [1143–45], Ибрахим ибн Ташфин [1145–46], Исхак ибн Али – [1146].

Лит.: Энгельс Ф., К истории раннего христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, М., 1936, с. 410; Julien Сh. Α., Histoire de l'Afrique du Nord, 2 éd., P., 1951; Levi-Provençal E., Islam d'Occident, P., 1948.

Н. А. Иванов. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia