
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КРИТИКА [845 - « 6 1 КРИТИКА только разницей,, что Надеждин,со своими реалистическими теидендиями сильнее чув-) ствовал деловитость новоВ промышленной! буржуазии. [ В . Г. Б е л и н с к н В [1811 — 1844^cu»J-r-i самый вамечательныВ русский крптикХГХв.1 О а поднял К . и а такую высоту мысли, ка-& к а я только была возможна в экономических i условиях того времени. Белинский- прошел I сложный и мучительный путь исканий. Он| начал с увлечения Шеллингом и Ф и х т е , про¬ шел через философию Гегели с его знамени-. той формулой, «что р а з у м н о , т о действитель но, и что действительно, то разумно». Затем о в порвал с реакционным пониманием Ге геля, пришел к социализму, к материалн-i стической философии левого гегельянца Фейербаха. Белинский начал с того, что от-, вел искусству роль посредника между едяной вечной идеей и конечным,— между бо жеством и человеком. Он определял искус ство как «выражение единой идеи вселен ной» «в ее бесконечно разнообразных яв лениях». О н противопоставил действитель ность идеалу, идеал провозгласил действительвоВ ж и з н ь ю , а действительную жизнь объявил призраком,отрицанием. Отстаивая в литературе народность, он понимал ее опитьтаки к а к проявление «единой вечной идеи» через индивидуальность народа. Отсюда взгляд на поэта как на «бессознательное выражение творящего духа». Условия гнус ной российской действительности однако не дали Белинскому возможности успокоить ся на высотах идеалистической философии. Перед критиком стал роковой вопрос: хо рошо, действительность — ступень к веч ности, во каковы ж е должны быть отноше ния между вечностью, действительностью и живущим в ней человеком! Разумно веч ное, но разумно ли существующее? В увле чении Гегелем, не поняв его революционной роли, Белинский ваявил: «Нет дикой мате риальной силы, нет владычества порока и меча, нет случайности». Он даже оправдал самодержавие и православие. Общество всег да право и выше частного человека,—част ная индивидуальность лишь в такой степе ни действительность, а не п р и з р а к , в какой опа выражает собой общество. Отсюда на падки ва Менцеля, поэтому Чацкий—«маль чик н а палочке верхом», «вырвавшийся иэ сумасшедшего дома». Ов снова и снова под черкивает, что содержание истинной поэ зии—«ие вопросы д н я , а вопросы веков, не интересы страны, а интересы мира, не участь партий, а судьбы человечества». «Горе от ума»—пронвведенне нехудожественное, по тому что художественное произведение само в себе цель и вне себя не имеет цели, а Гри боедов явно имел внешнюю цель—высмеять современное общество». Белинский требовал, чтобы К . в частном находила общее, веч ное, и н а основании этого определяла до стоинство и пену проиаведевия. Его основ ная мысль сводилась к тому, что «искусство не должно служить обществу иначе, как служа самому себе». «Искусство н обще : ство идут своей дорогой, ве мешая друг дру гу». Эт/ин определялась вся оценка художе-ственнов лит-ры. БелвнскиВ нападает н а французов и. восхищается немцами. Он напри..мвр р а е носит Ж о р ж Сайд и преклоняется перед Гете, видя в нем наивысшее выраже. нне абсолютного. Считая, что н а р о д — и н д и видуальное выражение бесконечного, с о з навая, что народ все ж е живет в определен ных исторических условиях, Белинский по ставил перед собой задачу выявить этот дух народа, отсюда он пришел к реализму и исторической К. Увлечение Гегелем не дол го длилось. С к о р о Белинский опамятовал с я , осознал всю глубину своего заблужде ния, проклял Гегеля, отшатнулся от р у с ской действительности. Он заявил, что «об щее без особого и индивидуального действи тельно только в чистом мышлении, а в живой видимой действительности, оно — онанистич ее пая мечта». Объявив личность продуктом общественных отношений, Белинский не ми рится с действительностью, поскольку стра дает личность. Он признает только разум ную действительность. О н начинает гово рить о насильственном перевороте и проповедывать социализм. Однако утопический социализм не удовлетворяет Белинского. Он начинает изучать действительность, изу чать факты н причины, их породившие. Поскольку ж е все эти факты были сосредо точены вокруг русской действительности, вокруг эконоинческоВ и политической ж и з ни России, Белинский поставил основной вопрос действительности,—каким путем пой дет развитие России? Он твердо с к а з а л , что будущее неизбежно принадлежит б у р ж у а з и и , что Р о с с и я не может миновать ка питалистического развития. Он осовнал, что гражданское развитие России начнется лишь с той минуты, когда «русское дворян ство превратится в буржуазию». Белинский различает крупную п мелкую б у р ж у а з и ю , и каждой он отводит свою историческую роль. Проникшись философией Фейербаха, Белинский настойчиво проводит в своих работах мысль, что вне человека и природы нет ничего, что мышление лишь объединяет то, что дано чувствами. Главное ж е , он твер до воспринял, что не мысль управляет дей ствительностью, а действительность дает ма териал для мысли, действительность пред шествует. Эти общественно - философские взгляды опрокинули прежнее понимание ис кусства и его задач, прежние литературные оценки. Если раньше искусство было вы ражением абсолютной идеи, было чистым нскусством, отрешенным от действительности, то теперь искусство, оставаясь искусством, прежде всего должно служить обществу. Эту мысль он повторяет много рвя н всегда с величайшей настойчивостью. Искусства без служения обществу для него у ж е не существует. Поэт — «орган и ггредставитель общества, времени, человечества». И с к у с с т в о — г л у б о к о идейно. Бев мысли оно слу жит лентяям н тувеядцам.Историческая кри тика становится глубоко общественной н