Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Девятнадцатый том. Ундольский - Чахары \ 651-700

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЦВЕТНАЯ СИМВОЛИКА — Ц В Е Т О В А Я СЛ-ЕПОТА. 679 зое чудовище), быть можетъ, потому, что въ зеленый цвете часто окрашены ящери цы (драконы) и змън. Г о л у б о й цвътъ въ древности наиболее почитаемый; лапнселазурп уже въ древности былъ любнмЪйшимъ драгоцЪпиымъ кпмпемъ, а индиго (которымъ, по Бругшу, въ ПслузИумв краснли рабочИя одежды, нолучшяшя съ техъ норъ назваше блузъ) назывался Даръ-некенъ, т. е. краска, предохраняющая отъ вреда. Древше считали, по утверждение) Евсебш, голубой цвьгь—цветомъ боговъ, въ особенности цвЪтомъ богини неба Юно ны, что, вероятно, имело причиной сине ву неба, и въ голубыхъ одеждахъ древше художники обыкновенно изображали бо говъ. Уже вь древности у германцевъ сиH i i i цвЪтв считался символомъ верности и постоянства, потому голубые и с и т е цветы (васильки, незабудки, фНалки, ивапъда-марья), имели то же значеше. Ли л о в ы й цветъ въ цвете одежды, напр., у кардипаловъ, старыхъ женщннъ является прнзнакомъ возраста, а также знакомь того, что не хотятъ казаться моложе, чемъ на д е л е ; далее опъ получить смыслъ ти хой радости и расположения цгь инрамь и вину, по ие до степени опьянеши, почему и аметпетъ, какъ обозначаете и самое его назвапИе, считается амулетомъ противъ опьянеиИя, ибо символика драгоцЬнныхъ камней, какъ и символика цветовъ, заим ствована, Б Ъ сущности, отъ символики кра сокъ. С и н е - з е л е н ы й цвътъ (морской воды) тоже еще въ древности былъ цве томъ моря, морскнхъ божествъ и всехъ морскяхъ наклонностей. Наконецъ, ч е р ный обыкновенно является цвВтомь трау ра, подзем ныхъ и злыхъ боговъ, а также ночиыхъ поступковъ и наклонностей Гчериое сердце, черныя мысли; черпыя живот ный приносились въ жертву подземнымъ богамъ). Въ сочетании съ огненно-краенымъ п желтымъ черный служить симво ломъ дьявола и его царства. Этотъ смыслъ цветовъ почти международный, хотя, ко нечно, пе следуетъ забывать, что вообще въ такой связи идеи много условпаго и бездоказатсльнаго, потому можно говорить о согласной символике только для одинаково настроемпых&ь духовно-культ;рпыхъ иаро довъ. Такъ, напр. ж е л т ы й цветъ несо мненно нмеющИй неблагоприятный смыслъ у арИйскихъ иародовъ, у малайскихъ и мопгольскихъ, а именно у кнт.айцевъ, счи тается ОДИИМЪ изъ любнмейишхъ, чему, конечно, содействовало распространение у нихъ шелковыхъ тканей, которыя именно въ желтой окраске получаюгь наиболее роскошные оттенки. У ассирИпцевъ Ц. с. распространялась также па планеты и дни педели, причемъ золотой цветъ означалъ Солнце, серебряный — Луну, оранжевый — Марсъ, сипНй—Мерку p i n , белый—Сатурпъ, красный—Юпнтерь н черный (какъ вечер нюю звезду)—Венеру. Подобнымь обра зомъ въ египетской стЬнной живописи сппИй цветъ есть цветъ железа и т. п. Въ такнхъ случаяхъ цветъ выражалъ опреде ленную идею, какъ па средневешвы хе гербахЛ). См. E v a I d , „Uie Farbenbeweg u u g " (Берд., 1870). Й Л л т Ь т п л я ф о т о г р а ф и я , см. фото графия. ш к п , см. эстетическое или дек> разпивное садоводстсо. „ И , п & Ь т 1 Ш К & ь * * . Ежемесяч. журналъ. Спб., 1809—10. Изд.-ред. А. Е. Измапловъ, А. П. БенпцкИй и П. А. Никольский. l l j u l i T B I I ЛЯ р а С Ы , ВЪ ОТЛИЧ! е оть „белой" кавказской и близкпхъ къ пей расъ, населяющпхъ Европу, Зап. АзИю и Сев. Африку, все другИя расы человече ства, нмеющИя более или менее резко вы раженный цветной пигментъ въ коже, ка ковы негры, малайцы, американские ин дейцы, монголы и нр., также все помвен между этими расами и „белой" расой. Между этими помесями наиболее распро странены: м у л а т ы , илн п а р д о (помеси белыхъ и негровъ), м е т и с ы (местнцы, мамалукп, чолосы — белыхъ и пндейцеве), зам босы (чиносы, арибоки, кабуреты — негровъ п индейцеве). Повторное смеше ние мулатовъ п метпеовъ съ белыми ве дете къ образованию т е р с е р о н о в ъ , квар т е р о н о в ъ , к в и н т е р о п о в ъ и, наконецъ, креоловъ; подъ последними вообще разумеють потомкове белыхъ съ некоторой примесью цветной крови или даже вообще потомковъ въ четвертомъ и более нозднихъ поколЬтяхъ испанцевъ п португальцевъ, переселившихся въ троиическИя стра ны и прИобретагощпхъ характерную смуг лую окраску кожи независимо отъ какоголибо участИя цветной кровп. ВДи&Ьтоболкгпь, ненормальная чув ствительность къ известпымъ цвЪтамъ, разсматриванИе которыхъ вызываете не¬ прИятное чувство. I.S,i{&]>TOttan с л е п о т а , дпехромопсИя, д и с х р о м а т о п с И я (Dyschrontatopsla), неспособность воспринимать цвета, бываетъ редко полнымъ настолько, что боль ной вндитъ только серое окрашивапИе;чаще Ц. с. бываетъ частичной, причемъ глазъ слепъ только для известпыхъ цветовъ. Ча сто наблюдается ее полная потеря способ ности къ воспрИятИю того или другого цвета, по отсутствие уменья тонкаго раз личия цветовъ, такъ что распознаются только цвета большихъ предметовъ (не полная Ц. с ) . Существуютъ две теорш, объясшдащНя сущность Ц. с. Последова тели теорИи Юнгъ-Гельмгольца прнппмаютъ три осповныхъ ощущенИя, сообразно цветамъ: красному, зеленому и фиолетовому; все остальные цвета образуются черезъ ем ьшеше этпхт. основиыхъ ощущешй. При н е п о л н о й Ц. с. выпалаетъодно нзъосновпыхъ ощущешй: такъ разлпчаютъ с л е поту на к р а с н ы й ц в е т ъ (аасритропсИя), с л е п , на з е л е н ы й ц в е т ъ и фиолето вый ц в е т ъ . ТеорИя Гсрнпга, кроме бе лаго п черпаго, различаетъ еще 1 основ- 11ЛТЁТ11НКЪ , ЦСТ,ТОЧНЫе ГО?1-