Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Четвертый том. Бугурусланский уезд - Византийское право \ 151-200

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Былипы. Б. о Ставр&Ь Г о д н п о в и ч е выдвигаютъ па первый пшане роль мудрой жены, вы ручающей мужа изъ беды. Владимйръ са жаете Ст. за похвальбу въ тюрьму. Жена его Василиса переодевается посломъ и является требовать „дани-выходы" у кня зя. Послъдшй, подозревая обмане, безу спешно испытываете ея ноле стрельбой, борьбой, бапей, игрой въ шахматы. На пиру Ст. зовутъ изъ тюрьмы играть на гусляхъ, и туте Василиса выпрашиваетъ его у Владимира. Этотъ сюжете паходитъ себе многочисленный параллели па западе и востоке; особенно полныхъ и близкихе вирочеме иете, отъ которыхъ можно было бы вести происхождение сюлсета, хотя Созоповичъ и предложилъ гипотезу о южнославяпскоме его происхождении. В с Мил леръ считаете Б. о Ст. произведетемъ новгородскаго творчества, предполагая в е пихе переделку старинной новгородской шЬсни о Ст. — „не позже X V в.", за что говорите и историческое имя Ст., бывшаго в е X I — X I I в. иовгород. гралсданиноме, и древне-новгородская бытовыя черты; однако и онъ допускаете пропикповсше этого сюже та в е Новгороде с е запада съ немецкими „гостями". Во всякомъ случае Б. храпятъ яриоя черты скоморошьей обработки. Съ большой вероятностью можпо гово рить о западномъ прототипе Б. о С о л о в ь е Б у д и м й р о в и ч е , этомъ заезжемъ богаче, торговомъ госте, который появляется въ Киеве на чудесномъ корабле Соколе изъ Леденца (земли Веденецкой, — можетъ быть Вспсдецкой, но аналогии съ Венедицы-венсцйапцы), строить въ саду теремъ и сва тается къ племяннице йен. Владимира Заиаве, прельщая ее игроио на гусляхъ, и лесииится. По мнению Веселовскаго, Б. пред ставляете разсказе о брачной! поездке, богато разукрашенный символикой нашихъ свадебныхъ песепъ: леециихъ-соловей, зале тевши"! вь певестипь садъ, игра на гусляхъ, въ шахматы; месяцъ, солнце, звезды въ тереме и т. д. Это пе мешаете предполо жить въ основе сказочный сгожетъ. въ ро д е указаппаго Халанскимь въ старинной повести о Василии Златовласомъ, польскомъ королевиче, близкой но типу. Ллапомъ Бо С. Б. очепь наитомипаютъ В. о Садисе, такъ же, какъ эпнческня черты личности Садка и его матери. Время создания этахъ Б.-повсллъ Вс. Миллеръ отпоептъ ice X V — X V I вв.; повидимому д е л о сложения пе обо шлось безъ участия „веселыхъ людей" скомороховъ, оставнишихъ въ одномъ иизъ нарйаптовъ зпамепинтую прибаутку - прелю дию: „Высота-лн, высота подпебеспая, илубота, глубота. оисеапъ-море" и пр. Каке и Сол. Будим., Ч у р и л о П л е н к о в и ч ъ — заезжий богатырь, щеголь, съ имеиемъ исотораго связаии,и в е В. два сюжета: а) нрйезде Чур. въ Кйевъ и служба его Владимиру, и б) связь Чур. съ лесвой Вермяты Катериной Ниигулппчиой, оканчиваю щаяся въ большинстве Б. смертьио Чур. Типе Чур. есть осповаше считать юлшо- 173 русекпимъ; въ ииесняхъ и местпыхъ сказапйяхъ иого-западной Руси распространено имя Чур. (Джурилы, Журилы, Цюрилы) съ чертами сходства въ сюжетахъ; въ X I V — X V I I вв. въ той же местности б ы л е известепъ боярский родъ Чуриловъ или Гуриловъ (см. гор. Чуриловъ, ныне Длсурппъ, Подольской губЛ. Имя Чур. производить обыкновенно изъ Кюрина (варианте Ки рилла, каке Чунрйане изъ Кипрйане), но Соболевскому кажется более вВроятныме считать Чур. уменьшительныме отъ Чурославъ, каисъ Твердило отъ Твердиславъ. Веселовскйй виидитъ в ъ типе Чур. и его дружины „ гостей-сурожапъ", итальянскихъ К у п ц о в е ; древне-русское Суроже — отъ Сураисе, Сурдакъ, Судаке — древ не-питал ьянсное поселение в е Тавриде; Пленко Сарожелипе и з е Сурожа •— перегласовка F r e n k , Ferenk, Felenlc, каке татары и турки назы вали крымскихе генуэзцеве. Эти гости сурожане „являясь въ Киеве, изумляюте своихъ более грубыхе соседей блескоме своихъ культурныхе привычеке и обста новки". Внечатлеше "Чур. на женщине и на Апраксине, а также любовь ке Катерине — „материале новеллы съ трагической раз вязкой! В&ь стииле Gnraldn Cuntio". Халанскйй, считая тине Чур., каке Соловья, Диока и др., проиизведенйемъ исключительно пародпой фантазии московскаго периода, произ водить отчество Чур. Плепковнчъ изъ варйантовъ Щаииъ Плепковнчъ и Щашпснисовичъ, усматривая связь съ глаголомъ щапить, т. е. щеголять. В с Миллеръ, не от рицая связи Чур. съ преданиями юго-занадпой Руси, считаете тиипъ Чур. продуистомъ культуры богатаго города (Новгорода), въ которомъ развитйс промышленности и тор говли отразилось на нравахъ его обитате лей, и время сложения В. определяете X V в. до разгрома Москвой; впрочеме в е В. могли отразиться и легкйя повятйя о нрав ственности самнхъ скомороховъ. Въ Б. о Д ю к е С т е п а н о в и ч е поствдийй солерничаегь съ Чурплой въ богатстве и удальстве, ври чеме Дюкъ С. оказы вается и богаче и отважнее Чур., ч е м ъ кеобычаи&шо поражаете князя и богатырей. Перечень его богатства „въ Индии богатой" и составляете основу сюжета, исоторый представляется иноземнымъ по единоглас ному утверждению изеледователей. Источпиисъ русской Б. напоминаете в е нлапе, каисе доисазано Веселовскиме, западные пересказы хождения Карла Вел. въ Iepycaлимъ и Константинополь, въ основе к о т о рыхъ, въ свою очередь, лежать черты зна менитой „Епнсголш пресвитера I o a n n a " (сказашя объ Индейскомъ царстве). Стасовъ „диковинки" обстановки Дюка объяснялъ изъ восточпыхе поэме, Ждаповъ и з е греческой ноэмьт о Диигеписе Аисрпте. Имя Дюка произошло и з е визаитийскпхе песенъ о зпамепнгтыхъ Дукахъ, знатныхъ визап-лйскихе герояхе. Халанскйй ограцичииваеть вопросъ о заимствовании Б. де талей, указывая па отраженйя въ Б- мноио-