Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Седьмой том. Глаз - Гюго \ 451-500

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
438 ГРАМОТНОСТЬ. Грамотность. Грамотным* назы вается всякий, умеющий чптать п писать на своемъ родномъ языисе; обладая этими элементарными основами образования, человекъ иолучаетъ возможность более или менее широко раздвинуть рамки своего общения съ лиодьми, пользоваться сокро вищницей общечеловъческаго энанйя, занслюченпой въ печатной и писаной литера туре, а также вносить въ эту сокровищ ницу и свою лепту. Г., какъ необходимое условие для общечеловъческаго общения, имеетъ громадное социальное значение. По нимание поогвдняго растетъ вместе съ развитиемъ общества. Съ переходомъ къ оседлой лшзни, сь появлеппемъ разделевйя труда и оживленнемъ сноншнШ между лиодмп, необходимость Г. ощущается все силь нее и сильнее; меры для ея распростра нения получаютъ публичный характеръ и мало по малу создается система общедо ступности и даже обязательности элемен тарна™ образования для всего населения страны. Въ эту систему элементарнаго об разования Г. входить везде, какъ необхо димый минимумъ, на почве котораго въ различных*, странахъ дается учащимся дальнейшее образование. Почти во всехъ странахъ существуетъ уже теперь более или менее развитая система образования населения въ начальныхъ училищахъ и поэтому значительное большинство полу чаютъ умение читать и писать въ этихъ последнихъ. Съ другой стороны, во всехъ цивилизованныхъ странахъ все более раз виваются общеотвепныя мероприятия, на правленный исъ наиболее полному исполь зованию полученной иаселенйемъ Г. (общественныя библиотеки). Съ развитиемъ этихъ мероигрнятий делается все мепее возможпымь рецидивизмъ безграмотности; вместе съ темъ, все более увеличивается социаль ное значение Г. Несмотря на исажущуиося элементарность, термита „грамотный", есть целый рядъ обетоятельствъ, делаиощигхъ крайне затруднительпымъ точное и однородное его по нимание. Искусство чтения и пиисьма вь разныя исторический эпохи пережило гро мадную эволюцию, которая на одномъ сво емъ исонце имеет* грубые знаиси и рисунки дикарей, развившиеся загЬмъ въ идеогра фический и символический письмена, а на другомъ фонетическую азбуку цивилизо ванныхъ народовъ. Попятно, какое суще ственное различие представляетъ „грамот ность", исакь умение читать и писать, въ зависимости огь того, па какой ступени развития стоить человечесисая раса или племя, къ которымъ принадлежитъ „грамотньий". ДалЬе, есть народности (напр. китайцы), имеющий различный градации въ искусстве чтения и письма; въ зависи мости огь степенн, въ которой овладело давное лицо этимъ искуссгвомъ, Г. его имеетъ далеко не одинаковое социальное значение даже вь его собственной стране. Для такихъ случаев* термипъ „грамотный" нуждается в * дальнейшем* пояснении. Даже принимая во вннгмапйе одне только современный цивилизованный народности, мы встречаемся еъ рядомъ недоразумений въ точпомъ понимании! термина „грамот ный". Такъ, въ общежитии нередко иназьпванотъ грамотныиаи лингв, умЪющихъ чи тать, но не умЪиощпхъ писать: въ науке такнихъ лицъ, а также умеющихъ подписы вать свое имя, но ве могущихъ читать, принято относить къ неграмотнымъ, или выделять ихъ въ особый разрядъ „полу грамотных*". Слово „грамотный" не даетъ понятия о томъ, простирается ли умение даннаго лица читать и на писаный и на печатный шрифтъ, или же только на какой либо одишъ нзъ нихъ. Есть целыя кате гории лицъ, исоторыхъ довольно трудно под вести подъ категорию грамотпьнхъ или неграмотныхъ. Таковы лица, умевшйя чи> тать и писать, но затемъ, вследствие от сутствия практики, старости, увечья или болезни, утратившйя эту способность. Чрез вычайно болышя различия представляетъ Г. и въ зависимости отъ способа обучения ей: при мехапическомъ, примитигвномъ спо собе обучения выходятъ иногда такие „гра мотные", которые могутъ прочесть только то, на чемъ учились, или лее читают* безъ всякаго понимания смысла читаемаго. На низшихъ ступеняхъ обществепнаго развити&я, умение читать и писать еще очень слабо распространено вь массе населения и даже простой грамотности придается большое значение. Въ новейшее время въ цивилизованны хъ странахъ для всей массы населения признается пеобходимымъ из вестный минимумъ элементарпаго образо вания, далеко превышающий одну грамот ность. Въ различныхъ странахъ, и даже въ разныя эпохи одной и той же страпы, этотъ минимумъ далеко пе однпаисовъ. По нятно, какъ разнообразень вследствие этого въ разныхъ странахъ и въ разпыя эпохи образовательный уровень той массы „грамотньнхъ", исоторая выходить изъ элементарныхъ школъ, а темъ более изъ школъ высшихъ, среднихь и спецйальныхъ. Госу дарства соперничают* другъ съ другомъ въ дъле развитйя образования и въ ширь и въ глубь; вместе съ темъ принимается рядъ меръ къ изучению результатовъ, уже достигнутыхъ въ этой отрасли общественпаго развитйя. Т е м ъ пе менее, нельзя отрицать и того значения, которое пмеетъ сравнительное изучение распространения въ разныхъ странахъ простой Г. При этомъ необходимо помнить, что въ каждой стра не, даже после обезпечения доступности обучения для всехъ, способныхъ исъ раз витию, включая сюда глухонемыхъ и слепьпхъ, остается еще известный процеитъ населения (идиоты, сумасшедшйе, хрошикни разнаго рода), совершенно неспособнаго исъ обучению и поневоле обреченнаго на безграмотность. Высота этого процента ко леблется въ зависимости отъ различныхъ причипъ.