Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Восьмой том. Гюгс - Духовенство \ 51-100

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ДАМАСКДЙ — ДЛМЛСЕЪ. бенно на ислинисахъ шпагъ. Въ геральди1сЪ Д. ваз. украшевйе пустыхъ щптовъ гер ба различными арабесками. Д а м а с ж ж й (Damaskios), последшн учи тель неоплатонизма въ Аеинахъ, род. ок. 470 ио Р. Хр. въ Дамаске, преемникъ Аммош въ аеинской акад., отправился съ ше стью другими платониками въ Персш къ царю Хозрою, когда академия была за крыта Юститаиомъ въ 529, но спустя не сколько лътъ вернулся въ восточную рим скую империю после того, какъ Хозрой выговорилъ свободу совести по мирному до говору съ Византией. Дальнейшая судьба Д. пе известна. Его умозрительная фило софия стремилась возвысить первобытное сунцестви надъ всеми противоположностями. И з ъ сочинетй его изданы Коппомъ „Questtones de p r i n i i s p r i n c i p l e s " (Франкф. па M., 1826) См. R u e l l e , L e philosophe D. (Пар., 1861); H e i t z , Der Philosoph D. (въ „Strassb u r g e r A b h a n d l u n g e n z u r P h i l o s o p h i e " , 1884). Д а м а с к е (арабск. Эглъ-Шамъ, таклсе Димипшъ), гл. г. asiH&r. турецк. пров. Сиp i n , 5-й по пололсен. въ Османск. царстве, красиво расположенъ у в. склона Антиливана (690 м. н. у. м.), въ широк. равнине Д . (Эль-Хута съ 134 дереви.), богатой х л е бомъ и плодами, считается вост. пародами лучшимъ изъ 4-хъ земиыхъ раевъ. Черезъ г. протеисаетъ нЪск. рукавами р. Варада (Хризороасъ), орошающая окрестные сады и поля и теряжицаяся на в. въ болотахъ. Вокругъ г. стоять крЪпкпя стены съ баш нями и рвами и 9-ю воротами, улицы кривыя, иыльныя и грязныя ведутъ между голыми глинян. стенами домовъ, исот. вну три, подобно двору и саду, красиво отдё лапы колоннами, фонтанами, цветами и т. п. Гл. улица—1,е клм. дл.. Въ Д., несмотря на старину его, мало древностей (римск. водопроводъ, нёсис надписей). И з ъ много числ. мечетей (приблиз. 248) самая знаме нитая—м. О м а й я д о в ъ пли Б о л ь ш а я м., бывшая прежде церк. св. 1оапна, построен ная па м е с т е языческ. храма, а затемъ превраиц. исалифомъ Велидоме (6-й изъ дома О. 705—715) в е сохранившееся до с и х ъ п о р ъ прекрасн. здание въ арабск. висусе; гл. свя тыней мечети считается часовня, въ исот. по преданно хранится голова 1оанна Пред течи, перевезенная по мнению др. въ Кон стантинополь. Кроме того въ Д . 14 сина гоги, греч., маропитская, сиргйская и ар мянская церкви и 3 римск.-катол. монаст. Замечательна большая цитадель в е с.-з. части г., построенная 1219 г. Б а з а р ы Д. (около 30) самыэ оригинальные на в.; не посредственно оисоло Большой меч. нахо дится самый обширный б. всей Сирш, раз деленный дугами ва 16 о т д е л е т й . Жит. 120.000, причеме 6300 евр. и 9500 христ. (армяне и грековъ), остальные фанатичные магометане. Д о большой резни христиане 1860 ихъ было 32.000. Д. извЪстене исондитерсишми, кофейнями, розовыме масломе, щелков, материями и др.; тяжелая камка здесь худшаго изделия, ч е м е в е Зап.Евр. Т о р г о в л я Д . с е исаждыме годоме падаете; в е 1895 г. было ввезепо 6.430,135 клг. то вару, причемъ: рису—1.520,000 клг., сахару 1.400,000 клг., мануфакт. тов.—560,000 клг., петролеума—470.000, дерева - 431,225, же леза—317,275 клг. ит. д. Вывозъ—10.681,010 клг., причемъ: муиси—5.500,000 клг., зерна— 2.107.000 клг., дерева—385,000 клг., овечьяго сыру—240,000 клг. В е и с т о р 1 и Д. впервые появляется во время царя Давида, исот. завоевале г. после кровопролитной войны; при Соломоне Д. снова стале независимыме, причеме ца ри его воспользовались расколоме израильекаго царства для нападения на его с. часть, п о с л е чего Д. обнимаете всю вост. часть Сирш; въ 810 г. до Р. Хр. Д. завоеванъ ассиршцами, поде властью кот., равно какъ и подъ властью вавилонялъ и персове, Д. оставался цвЪтущимъ г. и столи цей Сирш, что онъ потерялъ при Селевкндахъ. Въ 85 г. жит. Д . выбрали себе царемъ арабск. предвод Аретаса, потомки кот. царствовали с е 64 г. до Р. Хр. подъ покропит. Рима, пока въ 105 г. по Р. Хр. Т р а я н е не присоединиле Д. къ римсис. пров. Сирш. Христианство рано распространи лось въ Д . (здесь принялъ его ап. П а в е л е ) Со времени Адр1ана г. п о л у ч и л е почетное назваийе ыетрополш, имп. Ф и л и п п е превратилъ его въ римсис. колонпо; позже Д. сделался резиденцией епископа и присое динен* къ В. римск. имперш. Въ 635 г. Д. завоеванъ арабами при калифе Омаре, после 2-хъ М&БС. осады; Моавия, родоначальншсъ дипаст. Омайядовъ, перевелъ свою ре зиденцию въ Д., въ исот. резидировали его потомки и первые Абассиды (760—753). П о с л е того, какъ Альыансоръ перенесъ свою резиденцию в е Багдаде, Д. управлялся на местниками, изъ кот. иЪкот. основали са мостоят, султанатъ. 114S Д. б ы л е без успешно осажденъ крестоносцами, 1154 за воеванъ султ. Нуреддиномъ. 5 янп. 1401 Т и м у р е разбилъ египтяне поде степами Д., возложивши на него н а л о г е в ъ 1 милл. дукатове; несмотря на уплату налога, 25 марта того же года войско ворвалось в е гор. и опустошило его огнеме и мечеме, после чего Д. снова воздвигнуть только благодаря его торгов, значешю на В. Позже господами Д. стали мамелюки, завладевшие Египтоме; осенью 1516 турецкому султану Селиму I удалось присоединить Д . къ Ос манскому царству, причемъ Д. управлялся турецк. наместник. 14 iiona 1832 Д . завое ванъ Ибрагимомъ-Пашой для Египта, но уже 1840 европ. державы нрипудили Ыехмедъ-Али возвратить Сир1ю султану; съ т ь х ъ поръ Д. окончательно остался за Тур цией. 1840. еице подъ властью Египта, въ Д. произошло преслЪдоваше евр., въ кот. игралъ гл. роль фапатич. франц. консуле гр. Ратти-Ментоне; оте 9—16 июля 1860 г. ужасная резня христ. магометанами, после чего христ. перебирались пзъ Д. въ Алеппо и вернулись въ Д . только, по окончат, во дворении, порядка. Зачинщики резни каз-