Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Восьмой том. Гюгс - Духовенство \ 51-100

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
46 ДАЛАЙ ЛАМА. данью; на эту дань императоре отв*чаетъ подарками. Составе ихъ строго опред*л е н е уложешеыъ и между Д . л. и Банченъ рипбоче проводится неуклонно различие в ъ ценности подарковъ, по весьма незначи тельное. Въ л и ц е Д. л иерархическое начало в е буддизме достигло своего наивысшаго развитая, соединиве въ одпоме лнцЪ выс шее нравственно-духовное влияние, свет скую власть падъ цЪлой страной и дисциплииарнуио духовную власть надъ цъл ы м ъ р я д о м е духовныхъ корпорацйй в ъ этой стран*. Древний буддизмъ не знавалъ ничего подобпаго и въ самомъ Т и бете происхождение ея сравнительно не давнее. Благочестивый, канонизирован ный впосл*дствйи тибетскШ царь Сропгъцаиъ-гамбо не былъ главой тибетской церкви; насаждая буддизмъ, покровитель ствуя в връ, онъ действовалъ также какъ инд]йскШ царь Аосиса, какъ Канишка, царь нндоскиескйй. Первая попытка дать верховнаго иерарха была с д е л а н а 1251 при Чингисханидахъ, когда Хубилай - ханъ, первый покровитель буддизма между мон гольскими ханами, призналъ главой этого вероисповедания л а м у секты шакъя, пзвЪстнаго подъ именемъ Ш а к е и пундита, а послъ смерти послъдпяго утвердилъ это звание за его племянвикомъ Лодои-Длсалсанъ-пундитой, придавъ ему титулъ пагба, — высокий, возвышенный. Эта попыт ка, придавъ господствующее положение сект* шакъя (см. ламстамъ), возбудила протестъ дру^гнхъ школъ, по п о с л е падения монгольской династии въ К и т а * совершен но потеряла значение при минской, кото рая, признав* равноправность вс*хъ ш к о л е , уничтожила преобладающее влйннйе шакеясской и единство иерархии; къ то му же произведена была новая реформа в е б у д д и з м * мопахоме З о п к а в о й , (см.) положившая начало сект* гелупе па (доброд*тельвыхъ или доблестяыхъ), иначе иазываемыхъ желтошапочпикамии (см. лимагьзмъ). Съ возникновенйемъ ея и было учреждено звание великаго ламы, ставшаго изв*стнымъ впоследствии подъ именемъ Д . л. Тибетский титулъ его Гйалъва-ринбоче — з н а ч и т ь приблизительно цар ственное сокровище величия. П е р в ы м * великимъ ламой б ы л ъ племянникъ Зоикавы — Г е д у н е - д у п е (1391—1475). П о е л * него последовательно вступали на м*сто перво священника секты Гелунъ-па три лично сти. При развитии учения о бодисатвахе в е с*верномъ б у д д и з м * в с * Д . л. счита лись воплощепцемъ велнкихе учителей древности и л и подисатвы. Гедунъ-дупъ признавался воплощешемъ; п о е л * него и деть р я д е младенцевъ; но систематизация учении о непрерывному посл*доватсльномъ воплощении дйани бодисатвы Авалокиты, въ о б р а з * велнкихе тибетскихе л а м е отно сится къ б о л * е поздней э п о х * . Это уче ние представляете новое изменение веро вания о перерожденияхъ древняго буддизг ма, по которому существо возрождается въ разныхъ видахъ и состояпйяхъ сообразно д * л а м ъ своего прошлаго бытия, при чемъ можетъ повышаться и падать въ ранге одушевленных* существъ. З д * с ь суще ство и б е з е того совершеппое •— эмапащя самого дйани-будды Амитабы непрерывно воплощается в ъ одной стран*, в е непрерывномъ р я д * ч е л о в * ч с с к и х ъ личностей для блага одушевленныхъ существъ. 1617 на престолъ буддййскаго первосвя щенника вступилъ честолюбивый и пред приимчивый Навапъ-лобсанъ джамцо. При знавая себя воплощешемъ Авалобитешвары, онъ нзъ скромнаго монастыря Депупгъ, резиденции прежнихъ великихъ л а м ъ , перевесе свое пребывание въ окрест ности Лхассы на „красный х о л м ъ " , кото рый онъ пазвалъ Патала, по пмени горы въ Индйи, съ которой связаны мпогйя ле генды объ А в а л о б и т е ш в а р * ; при пемъ же собраны, и, какъ п о л а г а ю т * некоторые, до полнены и составлены новыя легенды о популярпомъ бодпеатв* въ очень изв*стномъ сочипеши п1аии камбумъ (10 тысячъ поучепйй); Н. л. захватилъ въ свою власть ц е л ы й рядъ монастырей шапгьясцевъ и какъ говорятъ, уничтолсиле или перед*л а л ъ ц * л ы й рядъ буддййскпхъ сочинепйй, несогласныхъ съ его взглядами. Политическйя обстоятельства способствовали предпрйимчивому первосвященнику въ б о р ь б * со светской властью в * Т и б е т * . В * X V I I стол*тйи западные монголы, ойраты, со ставляли самую сильную группу въ Мопголйи; восточная, побитая Китаемъ, заня тая распрями между князьями, потеряла силу. Великий л а м а и обратился къ вла детелю Хуху-норской провинцйи Гушпхану съ предложенйемъ занять Тибетъ при его помощи. Тибетскйй царь У з а г п б ъ былъ у б и т * па в о й н * Гуши-ханомъ. Стра на была занята ойрагами и новый хапъ р а з д * л и л ъ свою власть съ Д. л., предоставивъ ему в ъ каждую провинцию назна чать двоихъ духовпыхъ владыкъ, а с е б * св*тси:ихъ; китайский дворъ тоже выдвиг а л ъ зпаченйе Д . л., приглашая его въ посредники в ъ с п о р а х * между монголь скими князьямк. Поднимая духовную власть, Китай о с л а б л я л ъ значение св*тских*, часто сменявшихся влад*телей Ти бета. П о е л * разгрома западныхъ моиго ловъ, манчжурская династия покорила и Тибетъ; она оставила верховную, духовную власть в ъ р у к а х ъ Д . л., а св*тскую забра л а в е свои руки. П о е л * 5-го Д. л. было еще 8 л а м е . Некоторыхъ и з е нихъ вид * л и европейскйе путешественники и индййские пундиты; начиная съ I X Д. л. ни одипъ не перелсивалъ 18 л * т н я г о возраста. Р я домъ съ Д . л. стоить другой воплощенецъ Банченъ ринбоче; но рядъ ихъ начинается позднее на 180 л * т ъ по сравпенйю съ Д. л. Эпоха перваго воплощенйя будды Амитабы совпадаетъ со временем* 5-го великаго ламы Наванъ-лобсана джамцо. Посл*днйй б ы л ъ въ семилЪтнемъ возраст*, когда по-