
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
643 КАМНЕТЕСНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 644 цы; по его контуру из цветной пластинки выпиливается круглой алмазной пилкой на меченный кусочек, котсрый шлифуется по краям тонким наждаком или карборундом и приклеивается особой мастикой к соответ ственному месту обрамляющей подставки. Плоские кусочки мозаики склеиваются друг с другом только тонкими краями, а для придания всей работе надлежащей прочно сти нижняя сторона набора временно за крепляется на гипсе. По мере того как на бор подходит к концу, к нему присоединя ется вторая половина обрамляющей под ставки. По выполнении всей композиции мо заика прикрепляется лицевой частью к глад кой шиферной доске, и гипсовое основание набора удаляется постепенным стачивани ем на горизонтальном металлическом кру ге, после чего нижняя часть мозаики под равнивается на медной терке. Затем все вре менные вспомогательные части (подставка, верхняя шиферная доска) снимаются, и го товый мозаичный набор окончательно накле ивается на постоянную металлическую или каменную подкладку и полируется. Инструментами при мозаичных работах служат: дисковая алмазная пилка от 0,5 до 10 см в диаметре,трубчатое или простое свер ло и маленький шлифовальный круг—кар борундовый , наждачный или металлический. Все эти инструменты могут заменять друг друга на шпинделе одного небольшого стан ка—лучше всего с ноншым приводом, да ющим возможность более легкой регулиров ки вращения при этой тонкой и кропотли вой работе. Камнерезная промышленность. Центры КАМНЕТЕСНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.Камне тесная работа имеет целью сообщить камням ту форму, которая требуется от них при Фиг. 1, Фиг. 2. Фиг. 3. К . д. за границей — Идар-Оберштейн, где имеются десятки мастерских, обрабатываю щих главн. обр. привозный америк. камень, и Турнау в Чехо-Словакии. В России рас цвет К . д. относится к периоду 20—50-х гг. 19 века, когда изделия трех камнерезных и гранильно-шлифовальных фабрик (Петер гофской, Екатеринбургской и Колыванской) приобрели широкую известность. Особенных успехов достигла Петергофская фабрика в художественных гравировках и флорентий ской мозаике. После революции русское кам нерезное дело было возобновлено трестом «Русские самоцветы». В настоящее время оно сосредоточено в Отделе силикатных ис кусств Академии художеств, который ог раничил его обработкой мягких камней и изготовлением технических изделий из твер дого камня. Лит.: Ф е р с м а н А. Е., Драгоценные и цвет ные камни СССР, т. 3 (печ.); е г о ж е , Самоцветы России, П., 1921; Ф е р с м а н А. и Ш у б н и к о в А., Задачи в области обработки цветного и драго ценного камня. Новые приемы обработки камня, «Труды Ин-та прикл. минералогии и петрографии», в. 49, М., 1924; Ф е р с м а н А. Е . и В л о д а в е ц Н. И., Гос. петергофская грапильная ф-ка в ее про шлом, настоящем и будущем, П., 1922; Ф е л ь к е рз а м А., Халцедон и его применение в искусстве, «Старые годы», П., 1916, Март, стр. 3—18; М е л ь н и к о в М., Обработка цветных камней в Екате ринбурге, «ГЖ», 1885, 11; П и л я е в М., Дрлгоцепные камни, СПБ, 1896; B a u e r М., Edelsteinkunde, 2 Auflage, Leipzig, 1909; R a u W., Edelsteinkunde f. Mineralogen, Juweliere u. Steinhandler, Wiesbaden, 1907; K r a u s s E . H . a. H o I d en E . F . , Gems a. Gem Materials, N. Y . , 1925; D r e h e r J . C , Ureprung, Geschichte u. Tecbnik d. Achat- u. Edelsteinindustrie von Oberstein-Idar, «Deutsche GoldschmledeZtg», Leipzig, 1928, 27. Г. Будьков. кладке стен, цоколя, перемычек, сводов, на бережных, мостовых быков, лестничных пло щадок и ступеней, подоконников, тротуа ров и проч. Д л я этого применяются следую щие инструменты: 1) к и р к а (фиг. 1), весом до 18 кг; 2) т е с о в и к и (фиг. 2), большой—весом 5—8 кг и малый—3—4 кг; 3) к и о р (фиг. 3)—1—2 кг; 4) з уФиг. 4. б а т к а (фиг. 4); 5) д ол о т о (фиг. 5)—от 0,8 кг; 6) с к а р п е л ь (фиг. 6); 7) к и я н к а—небольшой молот, весом до 2 кг, служащий для ударов по до лоту или скарпели; 8) п и л а ручная, сходная со столярной лучковой пилой, но значительно большего размера, без зубьев. Все эти инструменты, за исключением киян ки и пилы, изготовляются из луч шей инструментальной стали, при чем лезвия и задки их закалива ются с отпуском при 240°; киян ка делается из стали с содер жанием 0,3 — 0,5% углерода, при чем бойки закаливаются с отпу ском при 285° ;• пила изготовляет ся из тигельной стали высшего О качества и закаливается без от пуска. Все инструменты не долж Фиг. 5. ны иметь раковин, трещин, а лезвия, бойки и задки должны быть, кроме того, свободны от плен и волосатин. Испытание инструментов (кроме киянок и пил), если оно не может быть сделано в лаборатории, производится 10 ударами по камню твердой породы, при чем лезвия не доля^ны затуп ляться и получать каких-либо де фектов. Простейший способ испы тания закалки заключается в пробе личным слесарным напильником, к-рый должен скользить по зака ленным частям, но не вязнуть и не царапать; по бойкам киянки на пильник должен слегка вязнуть, а посредине молотка слегка царапать. Кирка, тесовики, киор, зубатка и Фиг. 6. киянка имеют в широких сторонах овальные отверстия, к-рыми они насажива ются на рукоятки из рябинового дерева, с железными или деревянными заклинками» е