Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Технический железнодорожный словарь..."

СТАЛИНСКАЯ Ж. Д.





связывает рудные месторождения Криворожского железнорудного и Никопольского марганцевого бассейнов с угольным Донбассом и соединяет плодородные районы Северной Таврии и Крымский полуостров с центром страны. Основное значение в составе С. ж. д. имеет кольцо магистралей: Кривой Рог —Пятихатки — Днепропетровск — Синельниково — Запорожье — Апостолово — Кривой Рог. В Днепропетровске к кольцу примыкают линии, непосредственно связывающие Криворожье с Донбассом: северная (Днепропетровск — Синельниково — Чаплино и далее Ясиноватая) и южная (Запорожье — Пологи — Цареконстантиновка и далее Волноваха). С. ж. д. состоит также из двух магистральных, идущих с С. на Ю., линий: херсонской (Константиноград — Нижнеднепровск — Апостолово — Снигиревка, постройки 1925 — 1929 гг.) и севастопольской (Синельниково — Запорожье — Севастополь). От Федоровки через Верхний Токмак до Цареконстантиновки и далее идет линия, соединяющая Донбасс с Крымом. Северная часть Крымского полуострова пересекается линией от Армянска через Джанкой до Керчи (Азовское море). Линия от Джанкоя до Армянска построена в 1931 г. В годы сталинских пятилеток построен ряд соединительных ветвей и обходных линий и совершенно реконструирован в связи с постройкой Днепрогэса запорожский узел (между станциями Канцеровка и Софиевка). Главный грузовой поток движется по днепровско-криворожскому кольцу. С. ж. д. проходит через богатейший железнорудный район — Криворожье (Днепропетровская обл.) и Крымскую АССР. В районе участков Апостолово — Никополь — Мировая находится крупнейшее в мире месторождение марганца. Далее С. ж. д. проходит по плодороднейшим земледельческим районам Северной Таврии, где широко развились колхознов и совхозное х-ва, дающие громадную погрузку хлеба, особенно в пунктах нахождения элеваторов. С. ж. д. подходит к портам Азовского моря — Бердянску (Осипенко) и Геническу, связывает главные города Крымской АССР с сетью ж. д. СССР и обслуживает керченские залежи железной руды. От Севастополя идет автомобильная дорога к курортам Южного берега Крыма (Ялте, Гурзуфу, Алуште и т. д.). По линии Синельниково— Севастополь движется поток пассажиров с С. на Ю. и обратно. Управление —в Днепропетровске. С. ж. д. граничит на С. с Южной (Константиноград, Павлоград), на З. с Одесской (Пятихатки, Долинская, Снигиревка), на В. с Южно-Донецкой ж. д. (Павлоград, Цареконстантиновка, Чаплино), на Ю. подходит к Черному морю (Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия). Эксплуатационная длина — 2 747 км. В грузообороте преобладает отправление. Основные грузы в погрузке: руда, черные металлы, хлеб, строительные материалы минерального происхождения; в прибытии: уголь, лес, флюсы, нефть. Участки Долгинцево — Пятихатки — Верховцево — Нижнеднепровск — Запорожье электрифицированы. Линии Пятихатки — Чаплино, Пятихатки — Долгинцево и отдельные наиболее загруженные участки — двухпутные; на всем протяжении от Синельникова до Севастополя централизованы стрелки; это направление и линия Пятихатки — Чаплино имеют автоблокировку. На С. ж. д. началось вождение тяжеловесных составов; здесь же впервые зародилось стахановское движение среди эксплуатационников (тт. Закорко, Кожухарь) и вагонников-автоматчиков.

СХЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА СТАЛИНСКОЙ ЖЕЛ. ДОР. 1940 г. МАСШТАБ 1:3 000 000



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia