Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Технический железнодорожный словарь..."

СТАЛИНГРАДСКАЯ Ж. Д.





создает кратчайшую связь Нижней Волги с центром (линия Сталинград — Филонове и далее на Грязи), с Донбассом и Украиной (линия Сталинград — Лихая) и с Северным Кавказом (линия Сталинград — Тихорецкая); состоит из пересекающихся в Сталинграде линий: Филоново — Сталинград, Сталинград — Тихорецкая и Сталинград — Кривомузгинская — Лихая; по последней движется поток угля и металлов к Сталинграду и леса в Донбасс. От ст. Кривомузгинской идет ветка к ст. Донской. С. ж. д. обслуживает Сталинградскую обл. и части Ростовской обл. и Краснодарского края. Сталинград — крупный центр металлургии, машиностроения (крупнейший тракторный з-д), лесной промышленности и пункт массового прибытия леса по Волге, идущего затем в Донбасс и Закавказье, а также значительного налива подвозимой по Волге из Астрахани нефти. Сталинград — пункт наибольшего сближения Волги с Доном; по ветви Сталинград— Кривомузгинская — Донская производится передача грузов с Волги на Дон и обратно. С. ж. д. проходит по земледельческим зерновым районам с развитыми садоводством, огородничеством, виноградарством, с множеством мельниц и з-дов по переработке продуктов с. х-ва. Много элеваторов. На линии Сталинград — Лихая, на ветви Васильевский разъезд — Коксовая — месторождение коксующихся углей (Богураевское). После Октябрьской революции благодаря передаче земли трудящимся и коллективизации с. х-ва в этих районах систематически увеличиваются посевные площади и повышается урожайность. Управление — в Сталинграде. Граничит на С. и З. с Юго-Восточной (Филоново, Лихая) и Северо-Донецкой ж. д. (Лихая), на Ю. и Ю.-З. с ж. д. им. К. Е. Ворошилова (Тихорецкая, Батайск, Лихая), на В. с Волгой (Сталинград). Эксплуатационная длина — 1 457 км. Грузооборот С. ж. д. отражает взаимодействие жел.-дор. тр-та с водным; в нем преобладает вывоз гл. обр. грузов, следующих через сталинградский узел смешанным жел.-дор.-водным путем. За последние годы возросла перевалка угля — главного груза в приеме на воду в Сталинграде. Основные грузы в погрузке: минеральные строительные материалы, хлеб, лес, нефть, черные металлы. Дорога почти целиком однопутная; двух- и трехпутные линии имеются только в пределах станций сталинградского узла (Сталинград — Ельшанка — Сарепта, Разгуляевка — Сталинград, Сталинград — Тракторная). В связи с превращением Сталинграда в крупнейший индустриальный центр жел.-дор. узел был реконструирован и построены спрямляющие, соединительные и обходные линии. Сталинградский узел включает 14 станций.

СХЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА СТАЛИНГРАДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. МАСШТАБ 1:3 500 000



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia