
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Анкеръ — Анкламъ. п о т е р я м и совм?стными силами судовъ и бата р е й . Въ одну изъ этихъ поиытокъ, 10 і ю н я , А н к е р ш т і е р н а н а м ? р е в а л с я одновременно на п а с т ь и н а эскадру І?рюйса, но потерп?лъ не удачу. „Мы со своей стороны,—доносилъКрюйсъ П е т р у I посл? боя,—не малого не поступили и не остались имъ нич?мъ должны и чинили н а ш и ядра имъ великую шкоду и н а м ъ многа ж д ы мочно было слышать, к а к ъ я д р а въ ко рабли непріятельскіе щелкали и щ е п ы отъ бом>бардирскихъ кораблей в в е р х ъ летали". До 1709 г., командуя эскадрой шведскаго флота, А. принималъ участіе во многихъ с р а ж е н і я х ъ в ъ Финскомъ залив?. Посл? 1709 г. сдалъ коман.дованіе адмиралу Лелію. АНКЕРЪ ( з а ц ? п ъ ) , состоитъ и з ъ за о с т р е н н а я кола, длиной І?2—2 арш., и оттяжки и з ъ веревки, кр?пкой проволоки или и з ъ двухъ апереплетенныхъ между собой в и ц ъ (размочал е н н ы х ъ хворостинъ). А. употребляется п р и -одежд? крутостей земляныхъ н а с ы п е й плетнемъ, хворостомъ, досками и т. п. для с к р ? п л е н і я одежды съ н а с ы п ь ю . Оттяжка однимъ своимъ концомъ захватывается за колъ одежды, а другимъ туго притягивается къ а н к е р н о м у колу, кр?пко вбитому в ъ постоян ную, неподверженную сползанію часть оде ваемой н а с ы п и , з а линіей естественнаго от коса. А. обыкновенно располагаются въ р а з «стояніи 2—3 шаг. другъ отъ друга, въ два ряда, въ шахматномъ порядк?, п р и т я г и в а я лоперем?нно серединную или верхнюю часть о д е ж д ы крутости. А Н К Е Р Ъ т и н н ы й (также буекъ, им?ющ і й с я въ имуществ? мпнныхъ ротъ), пустой, в ъ 4—6 ведеръ, з а к р ы т ы й дубовый боченокъ, съ жел?зньши обручами, обвязанный тро<юмъ. Н а боковой поверхности боченка д е лаются дв? петли: верхняя—для з а х в а т ы в а н і я крюковъ, и нижняя—для буйрепа, т.-е. пень к о в а я к а н а т а , с о е д и н я ю щ а я А. съ гру.зомъ—балластомъ, удерживающимъ его въ дан ной точк? н а поверхности воды. А. н а з н а ч а ю т с я для разбивки линій минъ, м?стъ ы а г а з и н н ы х ъ сростковъ, обозначенія проходовъ и т. п., п р и чемъ, для различія, они окрашиваются в ъ р а з л и ч н ы е цв?та. А Н К Л А М Ъ , городъ в ъ Пруссіи, в ъ Штетин<жомъ округ?, б ы в ш а я с т а р и н н а я кр?пость, у н и ч т о ж е н н а я в ъ X V I I I ст. Лежитъ н а п р а в о м ъ берегу р. Пеене, в ъ 8 клм. отъ е я впаденія. Первоначально А. былъ вендскою (сла вянок.) кр?постью подъ н а з в . Венденбурга и з а т ? м ъ Т а н г л е н а или Танглима. В ъ н а ч а л ? X I I ст. перешелъ къ германцамъ, а в ъ 1121 г. былъ разрушенъ польскимъ герц. Болеслав о м ъ ІП. Въ 1188 г. отстроенъ заново и в ъ X I I I ст. входилъ въ составъ Ганзейскаго союза. По Вестфальскому миру 1648 г. перешелъ къ Ш в е ц і и , а в ъ 1720, по Стокгольмскому, уступ л е н ъ ІІруссіи, которая кр?пость зд?сь уничто жила. Въ посл?дній р а з ъ кр?пость была от с т р о е н а в ъ 1570 г. и изв?стна н?сколькими осадами и взятіемъ ея во время 30-л?тней и лосл?дующихъ войнъ ХУН и н а ч а л а X V I I I ст. Наибол?е изв?стна осада ея в ъ 1667 г. велик и м ъ курфюрстомъ, во время шведской войны въ Гермапіи 1675—79 гг. Ко времени этой оса д ы положеніе А. было такое: низменность Пеене, В о е н н а я Эпциклопедія. 561 у южн. к р а я которой были расположены го родъ и р?ка, была с ы р а я и болотистая, т а к ъ что дорога къ с?веру шла н а протяженіи 2 клм. по каменной дамб?. Ч е р е з ъ Пеене былъ дере в я н н ы й мостъ, п р и к р ы т ы й равелиномъ съ водянымъ рвомъ. І о р о д ъ былъ обнесенъ среднев?ковой кирпичной оградой съ узкимъ водянымъ рвомъ, впереди котораго им?лась еще ограда т. наз. н и д е р л а н д с к а я образца съ широкимъ водянымъ рвомъ и съ наружными по стройками, в ъ томъ числ? в ъ юго-зап. части горнверкъ съ небольшимъ равелиномъ передъ нимъ. Кром? указанной в ы ш е с?верной дороги, отъ горнверка шла дорога къ ю.-з. Штолпнерштрассе и к ъ в. (каменная) Торштрассе. Вел. курфюрстъ, посл? занятія 14 іюля 1676 г. укр?пленій у устья Пеене, 17-го подошелъ къ А. съ с. и прежде всего обезпечилъ себя извн? постройкой циркумвалаціонной линіи по краю Пеенской долины. Долину онъ перес?къ въ 4-хъ клм. западн?е, по устроенной деревянной мосто вой, длиною в ъ 2 клм., съ ц?лыо вести атаку ПІтолпнеровскихъ воротъ (къ стороы? горн верка). Одновременно должна была вестись а т а к а К а м е н н ы х ъ воротъ по с?верной камен ной дамб? и съ юго-вост. стороны. Сухое время года позволило построить в ъ 1000 метр, отъ к р ? п . верковъ, у дамбы, укр?пленіе и отсюда съ н?сколькими орудіями продвинуться впередъ н а разстояніе 200 метр. Движеніе юго-вост. от р я д а (ген. ф.-Гбтцена) было задержано против никомъ упорной обороной двухъ мельницъ в ъ 500 метр, отъ кр?пости. Гарнизонъ А. состоялъ изъ 60 оф. и 1530 чел. нижн. чин. съ незначи тельными вооруженіемъ и з а п а с а м и . Но благо даря энергіи коменданта ген. ф.-Зинитца, к р ? пость была приведена в ъ возможно лучшее оборонительное состояніе и организована упор н а я е я оборона. Численность осаждавшихъ войскъ не установлена, изв?стно только, что ихъ было 11 п?х. полковъ. Осада н а ч а л а с ь 31 іюля постройкой летучей сапой траншей и подступовъ по южн. к р а ю д о л и н ы . 3 авг. т о ж е самое сд?лано противъ Штолпнеровск. воротъ, посл? отбитой в ы л а з к и изъ кр?пости; 9 авг. прибыли т я ж е л ы я орудія, установленныя н а 6 приготовленныхъ к ъ этому времени батареяхъ. Съ 10-го началось бомбардированіе кр?пости, продолжавшееся до 26 авг. Несмотря н а не п р е р ы в н о е и усиленное обстр?лнваніе, гарни зону и населенно удавалось п р е к р а щ а т ь по ж а р ы , и строенія, кром? церквей, пострадали мало. По м?р? того, к а к ъ осадныя работы по двигались впередъ, батареи противъ горнверка т а к ж е были передвинуты впередъ и зат?мъ в ъ 200 м. отъ кр?пости построена брешь-батарея, съ которой былъ р а з р у ш е н ъ равелинъ и про бита брешь в ъ правомъ бастіон?. Т а к ъ к а к ъ къ 23 авг. даже стоячія воды были отведены и глубина воды во р в а х ъ могла быть умень шена, то вел. курф. р?шилъ произвести штурмъ горнверка, одновременно съ демонстраціямп противъ обоихъ другихъ воротъ. Штурмъ на чался 26 авг. в ъ 4 ч а с а пополудни двумя колон нами. Для перехода черезъ неглубокіе, но съ тинистымъ дномъ р в ы были наведены особые мосты изъ л?стницъ. Штурмъ не удался и былъ отбить съ большимъ урономъ для а т а к у ю щ а я , главн. обр., потому, что осадныя работы не были еще достаточно продвинуты впередъ и пришлось двигаться по открытому простран ству подъ жестокимъ огнемъ. Несмотря, однако, 36