Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Юдифь





ЮДИФЬ [Иудифь] (апокрифический Ветхий Завет). Иудейская героиня, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке. Обычно она изображается держащей голову Олоферна, ассирийского военачальника, которого она обезглавила мечом. Ассирийская армия осадила иудейский город Вифулию. Когда его жители уже готовы были сдаться, Юдифь, богатая и красивая вдова, придумала способ спасти их. Она украсила себя "так, чтобы прельстить любого, кто взглянет на нее" (10:5), и отправилась со своей служанкой в стан ассирийцев. Притворившись, будто она покинула своих, она добилась доступа к военачальнику врагов – Олоферну – и предложила ему фиктивный план победить иудеев. После нескольких дней ее пребывания в стане врагов Олоферн был покорен ею и решил устроить пир, на который она была приглашена. Когда пир кончился и они остались одни, он задумал соблазнить ее, но был слишком пьян. Это был шанс Юдифи. Она стремительно выхватила его меч и двумя быстрыми ударами отсекла ему голову. Ее служанка была наготове с мешком, в который они положили его голову. Затем им удалось пройти через лагерь и вернуться в Вифулию прежде, чем обнаружилось то, что они сделали. Эта новость привела ассирийцев в замешательство, и они обратились в бегство, преследуемые израильтянами. Принято было иллюстрировать несколько эпизодов этой истории, но чаще всего Юдифь изображается с отсеченной головой Олоферна, обычно сопровождаемая служанкой, держащей мешок. Впервые образ Юдифи встречается в средние века как пример добродетели, побеждающей порок, и может ассоциироваться с фигурой "СМИРЕНИЯ". Она широко изображалась также в эпоху Возрождения, когда картина ее победы являлась парной к сюжету о "Самсоне и Далиле" ("САМСОН", 4), а также об "АРИСТОТЕЛЕ И КАМПАСПЕ". Такое сопоставление указывает на то, что эта тема тогда считалась аллегорией несчастья мужчины, оказавшегося в руках замышляющей коварство женщины. (См. также "ТОМИРИС".) В искусстве Контрреформации эта тема неожиданно становится прообразом Кары – как выражение победы над грехом.

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia