Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Четыре темперамента





ЧЕТЫРЕ ТЕМПЕРАМЕНТА. Средневековая физиология учила, что тело содержит в себе четыре вида влаги (или жидкостей), которые определяли человеческий темперамент в соответствии с тем, какая из них преобладала и, более того, что органы, в которых эти жидкости находятся, подвержены влияниям планет. Таким образом характер человека был "в его звездах". Жидкости, связанные с ними темпераменты, животные, чью природу, как считалось, они разделяли, и "ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА", с которыми они были соединены, суть следующие:

В качестве серий они персонифицировались в XV веке в Часословах, но редко предстают в эпоху Ренессанса. Желчь встречается в качестве отдельной фигуры в гравюре, гобелене и скульптуре; она изображается в виде женщины или обнаженного воина со "ЛЬВОМ", вынимающего из ножен меч и, возможно, объятого пламенем, – все это атрибуты, которые также принадлежат фигуре Гнева – одного из Семи смертных грехов (см. "ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ"). Но из четырех темпераментов именно Меланхолия захватила воображение средневековых мифографов – ренессансных философов-гуманистов – и в результате также художников, начиная с XV века и более позднего времени.

Меланхолия. Дочь Сатурна, следовательно, угрюмого, мрачного характера. Для гуманистов Меланхолия более отождествлялась с интровертными, интеллектуальными качествами, которые олицетворяли идеального "созерцательного человека" гуманистов. Следовательно, художники, философы и теологи – все они считались явившимися под влиянием Сатурна. У фигуры Меланхолии могут быть крылья, а животное у ее ног обычно не свинья, а "СОБАКА" (которая по побочным причинам стала ассоциироваться с Сатурном). Ее поза – она иногда сидит за столом, с упавшей на руки головой – вероятно, отражает охватившее ее отчаяние от невозможности овладеть мудростью или знанием или от потери творческого вдохновения. Она окружена книгами, и – в эпоху барокко – у нее "ЧЕРЕП" (который намекает на тщетность ее усилий) и "КОШЕЛЕК", поскольку скупость ассоциировалась с меланхолией. Она может, как это показано на гравюре Дюрера, быть окружена различными орудиями – "ЦИРКУЛЕМ", "УГОЛЬНИКОМ", "ЛИНЕЙКОЙ" и так далее. Они являются атрибутами Геометрии (одного из "СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ", того, которому покровительствовал Сатурн).

Поскольку плотники были "детьми Сатурна", у Меланхолии также могут быть "ПИЛА", "РУБАНОК" и подобные им инструменты. Другой встречающийся тип изображения представляет ее похожей на "МИЛОСЕРДИЕ", окруженную детьми, – возможно, это отражение мифа о Сатурне, пожирающем свое потомство.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia