Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Храм





ХРАМ. Храм языческого бога, каким он предстает, в частности, в итальянской живописи начиная с XVI века, – это, как правило, круглая постройка; колонны, образующие круглую колоннаду, поддерживают свод собора. Эта форма была традиционной в античной архитектуре; принятой же формой средневековой церкви – если взглянуть на ее план – был латинский крест. Ренессансные архитекторы, следовавшие принципам, впервые сформулированным Альберти (1404–1472), возвратились к кругу как основной форме церковного здания. Круг и сферу считали совершенной формой, согласующейся с ренессансной концепцией Бога. Он был Космическим Разумом, принявшим форму сферы, заключающей в себе весь космос – дух, ум и материю – в нисходящих концентрических сферах. Архитектурные планы Альберти и его последователей были вдохновлены несколькими руинами круглых построек, таких, как римский Пантеон и храм Весты. В начале XVI века Браманте построил в Риме "тьемпетто" – церковь классической круглой формы, с колоннадой и полусферическим куполом. Рафаэль, изображая "ПАВЛА" (8), проповедующего перед афинским Ареопагом, скопировал это "тьемпетто" с тем, чтобы изобразить языческий храм Марса. Эта форма (или приближенная к ней) стала обычным типом храма в языческих сценах "ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ" или в изображениях таких историй, как "КЛЕОБИС И БИТОН". Статуя бога на пьедестале обычно стоит вне здания, хотя в античные времена она находилась внутри. Круглый храм в руках персонифицированной Европы (одной из "ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ СВЕТА") символизирует христианскую церковь. Круг использовался символически в изображениях неба в виде концентрических хоров ангелов и при расположении учеников, стоящих вокруг Христа (Мазаччо, "Сбор подати", капелла Бранкаччи, Санта-Мария дель Кармина, Флоренция).

Еще в энциклопедиях