Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Фома Аквинский





ФОМА АКВИНСКИЙ (ок. 1225–1274). Средневековый теолог, известный как "ангельский доктор". Его литературные труды во многом стали основой доктрины католической церкви. Он думал достичь синтеза между классической аристотелевской философией и христианской мыслью. Молодым человеком наперекор сильному сопротивлению своей семьи он вступил в Доминиканский орден и посвятил свою жизнь преподаванию и литературному труду. В доминиканском искусстве он олицетворяет ортодоксальную доктрину и сокрушение ереси. Вокруг его имени возникло множество ставших популярными легенд, некоторые из них проникли в искусство. Он носит рясу доминиканского ордена (см. рис. "РЕЛИГИОЗНЫЕ ОДЕЖДЫ"), и типичный его облик – мужчина довольно полного телосложения. На груди у него "ЗВЕЗДА", и он держит "КНИГУ" или "ЧАШУ", иногда "ЛИЛИЮ". Как и у Григория Великого, у него может быть "ГОЛУБЬ", который парит у его уха, олицетворяя божественное вдохновение. Прозванный в молодости "бессловесным волом", он часто имеет в качестве своего атрибута "ВОЛА". Среди многих надписей, сопровождающих его образ, необходимо упомянуть следующую: "Veritatem meditabitur guttur meum et labia mea detestabimtur impium" [лат. – "Истину произносит язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих"] (Притч., 8:7). Она помещена в качестве цитаты в начале его трактата "Summa contra Gentiles" [лат. – "Сумма против язычников"].

1. Искушение Св. Фомы. "Золотая легенда" рассказывает о том, как его семья, в попытке удержать его от религиозных устремлений, "положила в его комнате молодую девицу... и тотчас он схватил огненную головешку и выгнал девицу вон". Затем его посетили два ангела, принесшие ему пояс невинности и "никогда с тех пор он не чувствовал терзаний своего тела". Обе эти сцены встречаются в раннеренессансной живописи. Сам пояс часто составляет часть его атрибутов.

2. Посещение Св. Фомой Св. Бонавентуры. Рассказывали, что Фома посетил "этого францисканского монаха, чтобы спросить, из каких книг он почерпнул свое глубочайшее знание Бога, и тот ответил, что оно пришло из страданий и смерти Христа на кресте. Фома изображается в келье Бонавентуры, который отодвигает занавеску, чтобы продемонстрировать распятие.

Фома может находиться в группе со своими тезками – апостолом и "ФОМОЙ (Томасом) БЕКЕТОМ". Он изображается сидящим на троне между Платоном и Аристотелем, но попирает ногами трех еретиков – Ария, Савелия и Аверроэса. Последний из них – арабский философ XII века – подвергся особо суровой критике со стороны доминиканцев. (Он изображен в аду на фреске в Кампосанто, Пиза.)



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia