Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Фома





ФОМА. Апостол, прозванный "Дидим" (то есть "Близнец"), широко известен как Фома неверующий. Обычно он предстает молодым и безбородым, особенно в живописи раннего Ренессанса. Его атрибуты – строительный "УГОЛЬНИК" или "ЛИНЕЙКА" (см. ниже, 3), "ПОЯС" (см. ниже, 2) и "КОПЬЕ" или "КИНЖАЛ" – инструменты его мученичества. Его надписью (из Апостольского символа веры) является: "Descendit ad inferos tertia die resurrexit a mortuis" [лат. – "...погребенного, на третий день воскресшего из мертвых"] – подходящий текст, поскольку именно в воскресении Христа Фома сомневался.

1. Неверие Фомы (Ин., 20:19–29). Фомы не было, когда Христос впервые явился ученикам после своей смерти и показал им свои раны. Когда они говорили об этом впоследствии, Фома отказался поверить, пока не увидел это сам. Христос вновь явился, на сей раз, когда Фома тоже был с ними, и сказал ему: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои". Фома и еще один или двое учеников с изумлением взирают на Христа, протягивающего свою руку. Или Фома изображается касающимся пальцем раны на груди Христа. Эта тема, неизменно остававшаяся популярной начиная с XIII века, выполняла то, что было одной из основных функций религиозного искусства – подчеркивать определенные положения христианской доктрины.

2. Пояс Мадонны. История, аналогичная предыдущей, из одного из нескольких апокрифических "Успений Девы Марии" (точная дата создания не известна), которое использовалось для подобной же дидактической цели. Однажды Фома опять отсутствовал в важный момент – на сей раз смерти и погребения Девы Марии, после чего ее тело было взято на небо. Когда он призвал ее, дабы получить хоть какое-то свидетельство того, что она действительно унесена на небо, она сбросила ему вниз свой пояс. Этот эпизод иногда образует часть картины на сюжет "УСПЕНИЯ" или – реже – "КОРОНОВАНИЯ ДЕВЫ МАРИИ". Фома стоит внизу на земле на коленях, держа или протягивая руку к концу пояса, который Дева Мария бросает ему сверху. При этом могут присутствовать другие апостолы или архангел Михаил. Гробница Девы Марии открыта и пуста. Этот сюжет был популярен у флорентийских художников благодаря хранению в соборе города Прато, недалеко от Флоренции, святой реликвии, претендующей быть тем самым поясом.

3. Дворец царя Гундафора. Апокрифические "Деяния Фомы" (IV век) повествуют о миссионерском путешествии апостола в Индию, где языческий царь Гундафор приказал ему выстроить дворец, щедро снабдив его для этой цели деньгами. В отсутствие царя Фома обратил в христианскую веру многих его подданных, а все деньги роздал бедным. Вернувшись, царь пришел в ярость, когда ему было сказано, что он не увидит дворца до тех пор, пока не умрет, ибо сооружен он в раю. Тем временем неожиданно воскрес умерший брат царя и подтвердил, что то, о чем говорил Фома, истина. В результате Гундафор стал христианином. Эта прелестная сказка явилась основанием считать Фому покровителем строителей и архитекторов. Данный сюжет можно видеть в готических соборах, однако позднее он встречается редко.

4. Мученичество Фомы. Тот же апокрифический источник повествует о том, как Фома по приказу одного индийского языческого жреца был умерщвлен четырьмя воинами с копьями. Он может быть изображен пронзенный копьями, обнимающим крест.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia