Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Флора





ФЛОРА. Старинная итальянская богиня цветов. Ее праздник – Флоралия – отмечался с множеством вольностей в поведении, доходивших до распутства. (Греческой богиней цветов была Хлорида, вышедшая замуж за Зефира, западного весеннего ветра, который породил цветы. Римляне называли ее Флорой.) Лукреций ("De Reaim Natura") ["О природе вещей"], 5:736– 739), повествует о том, как Флора весной последовала за Зефиром, усыпая свой путь цветами. Овидий ("Фасты", 5:193– 214), у которого Боттичелли почерпнул идеи для одного из элементов в своей "Primavera" ["Весна"] (Уффици, Флоренция), повествует о Хлориде, спасавшейся бегством от Зефира. Когда же он завладел ею, с ее губ посыпались цветы и она превратилась во Флору. Именно этот момент изобразил Боттичелли, показав двух богинь вместе. Флора рассыпает цветы, цветы сыплются из уст Хлориды. В аллегориях "ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕН ГОДА" Весна олицетворяется обнаженной девушкой, в частности, "ВЕНЕРОЙ", которую сопровождают соответствующие знаки Зодиака: Овен, Телец и Близнецы.

1. Зефир и Флора. Супружеская пара изображена вместе на цветочной прогалине – она на кушетке, он, молодой бог с крыльями бабочки, разбрасывает цветы из рога изобилия, ему помогают маленькие амуры.

2. Царство Флоры. Овидий рассказывает о царстве Флоры – даре Зефира, который она наполнила цветами. Пуссен изображает ее в танце, грациозно парящей и разбрасывающей цветы. Вокруг нее те фигуры из мифа, которые, когда умерли, превратились в цветы. Аякс (который превратился в дельфиниум [белый цветок с красноватым оттенком, похожий на гиацинт. – A.M.] гвоздика на картине Пуссена "Сад Флоры", Дрезден) изображен бросающимся на свой меч – он обезумел и покончил с собой после того, как лишился доспехов убитого "АХИЛЛЕСА" ("Мет.", 13:382–398). "НАРЦИСС" склоняется над своим отражением в источнике. Клития (которая стала подсолнухом, то есть, вероятно, ноготками (см. "ПОДСОЛНУХ"), у которых такое же, как у подсолнуха, свойство) пристально смотрит в безнадежной любви на бога-солнце, поворачивая свою голову, чтобы следить за его каждодневным шествием по небу ("Мет.", 4:256–270). Гиакинт поднимает руку к своей раненой голове (см. "АПОЛЛОН", 11). Адонис (анемона) со своим копьем и охотничьими собаками отодвигает в сторону плащ, чтобы открыть свое раненое бедро ("ВЕНЕРА", 5). Крокус и Плющ – красивый юноша и нимфа – склоняются в одну сторону: за свое нетерпение он превратился в цветок, который носит его имя, или в тисовое дерево.

3. Триумф Флоры. Триумфальная процессия во главе с Венерой, в которой принимают участие вышеупомянутые персонажи. Флора едет в колеснице, которую везут путти.

4. Портреты Флоры. Богиня была популярным средством для изображения женщины. Модель держит букет цветов, и ее волосы иногда увиты гирляндами. Широко известны портреты Рембрандта его жены Саскии в этой роли. В венецианской живописи такие изображения очень часто являются портретами миловидных куртизанок.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia