Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Смерть





СМЕРТЬ. Средневековый человек осознавал близкое присутствие смерти в своей каждодневной жизни с такой остротой, какая не знакома западному человеку сегодня. Примерно двадцать пять миллионов человек считалось умершими в эпидемиях чумы в XIV веке. Смерть не взирала на чины и звания: молодой и старый, папа и император точно так же, как и безвестный плебей, любовник или воин – всех в равной степени подстерегала смерть, являвшаяся без предупреждения. Это равенство перед смертью нашло отражение в нескольких темах в искусстве. Фигура Смерти, предстающая в виде скелета, возможно в плаще с капюшоном, и держащая "КОСУ" или "ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ" – атрибуты, общие у нее с "ОТЦОМ-ВРЕМЕНЕМ", – обнаруживается в иллюстрациях к "Триумфам" Петрарки (см. "ТРИУМФ"); эти иллюстрации стали появляться в первой половине XIV века. С этого времени Смерть изображается во множестве аллегорий. Она настигает любовную пару (мужчина тщетно пытается пронзить ее своей шпагой). Ее можно видеть (особенно в немецком искусстве) забирающей ничего не подозревающую обнаженную женщину, занимающуюся своим туалетом: Смерть старается обольстить ее, давая понять, что красота в ее власти. (См. также "СУЕТА".) Она забирает воина с поля битвы или настигает другого – того, который на лошади несется с поля боя. Смерть сама на коне, она победоносно косит своей косой людей, падающих под копытами ее коня. Или она стреляет в свои жертвы стрелами – по-видимому, аллюзия на чуму, традиционно считавшуюся переносимой на наконечнике стрелы. Примечательно, но Смерть редко изображалась в надгробной скульптуре вплоть до эпохи Контрреформации. Со второй половины XVII века череп, иногда с крыльями, можно видеть на каменных барельефах надгробий. Этот мотив в следующем столетии развился в изображение полного скелета. (См. также "ЧЕРЕП").

1. Похоронный танец иллюстрирует идею того, что все равны перед Смертью. Изображается это так: мы видим ряд фигур, все ниже и ниже по своему социальному положению, начиная от папы римского (на нем тиара) и императора (увенчанного короной), кардиналов и менее высоких церковных чинов, представителей разных профессий и возрастов и вплоть до простолюдинов. Рядом с каждой фигурой скелет. Процессия направляется к могиле. Шествие это являлось ритуальным танцем в религиозной драме, оно изображалось на фресках в церквах и кладбищенских зданиях Северной Европы, особенно в XV веке. Сюжет был традиционным в иллюстрированных книгах этого периода. Похоронный танец отличался от "Пляски Смерти" – популярного средневекового сюжета, основанного на поверье, согласно которому умершие в полночь восставали из своих могил и, прежде чем затребовать новых жертв среди живущих, исполняли на кладбище свой танец.

2. Встреча трех умерших с тремя живыми. Предание восточного происхождения повествует о том, как три принца, беззаботно возвращавшиеся с охоты, повстречали на дороге трех умерших, которые обратились к ним со словами: "Кем вы желаете быть, мы уже были; кем мы являемся теперь – вы будете". Эти слова можно встретить в качестве латинской эпитафии: "Sum quod eris, quod es olim fui". Другая версия рассказывает, как трем принцам (или царям) некий отшельник продемонстрировал три открытых гроба с трупом в каждом. Эту тему можно встретить в обоих вариантах на позднесредне-вековых и ренессансных церковных фресках в Италии и Франции. Трое живых обычно коронованы и могут восседать на конях. Их лица выражают ужас.

См. также "ВОЗРАСТЫ ЧЕЛОВЕКА"; "ARS MORIENDI"; "СМЕРТЬ", "СЦЕНЫ С."



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia