Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Семь свободных искусств





СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ свободных искусств. Традиционный курс светского обучения в средние века. Уже в эпоху поздней античности они объединялись в группу. Они отделялись, с одной стороны, от философии – "матери" всех их, а с другой – от технических (или механических) искусств, таких, как архитектура и земледелие, которые были сферой деятельности ремесленника или работника физического труда. Они делились на две группы: trivium [лат. – тривий] – учебный цикл из трех словесных наук (грамматика, логика (или диалектика) и риторика) и quadrivium [лат. – квадривий] – учебный цикл из четырех математических наук (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Их визуальные образы были описана в трактате V века "De nuptis Philologiae et Mercurii" [лат. – "Свадьба Филологии и Меркурия"] римского юриста и грамматика Марциана Капеллы, в котором искусства олицетворялись женщинами – каждая с соответствующим ей атрибутом и в сопровождении кого-либо из широко известных представителей ее сферы. Классификация Марциана использовалась на протяжении всего средневековья, а некоторые из ее первоначальных элементов сохранились в эпоху Ренессанса и позже. Средневековая Церковь считала свободные искусства "оружием против еретиков", и потому их можно встретить в романской и готической скульптуре, порой разделенными на пары с семью главными добродетелями (см. "ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ"). В итальянском искусстве XIV века и позже их можно встретить в надгробной скульптуре и в декоре пасторских кафедр, а также на фресках и другой живописи. Вне Италии они встречаются несколько реже, за исключением гравюры и гобелена XV–XVI веков. В качестве знака возросшего статуса художника в эпоху Ренессанса Минерва – покровительница искусств и наук – может представлять художника собравшимся свободным искусствам. Исторические личности этих искусств могут изображаться самостоятельно как символы этих искусств; тогда у них те же атрибуты, что и у соответствующих женских фигур, олицетворяющих эти искусства: Риторику обычно символизирует Цицерон; Логику – Аристотель (который может держать экземпляр своей "Этики", как это изображено на фреске Рафаэля "Афинская школа"); Грамматику – либо Присциан, грамматик императорского двора в Константинополе (нач. VI в.), либо Донат (IV в.), чей трактат "Ars Grammatica" [лат. – "Искусство грамматики") стал основой средневековой грамматики; Геометрию – Евклид, держащий циркуль; Арифметику – Пифагор, который может также служить олицетворением Музыки, как указание на ее математические основы (Музыка иногда представлена Тувалкаином (Быт., 4:22), потомком Каина, которого средневековая традиция считала изобретателем музыки и который держит музыкальный инструмент); Астрономию – александрийский астроном Птолемей (которого нередко путают с представителями египетских царских династий, носивших то же имя, и который по этой причине может изображаться с короной на голове)

Искусства в качестве безымянных женских фигур изображаются следующим образом.

Грамматика – основа всех других; у ее ног два ученика, склонившие свои головы над книгами. В готическом искусстве она все еще может иметь "ПРУТ", которым наделил ее Марциан, дабы телесно наказывать. В XVII веке она принимает новый вид – женщины, поливающей саженцы и, возможно, держащей ленту с надписью: "Vox litterata et articulata debito modo pronunciata" [лат. – "Грамотная и отчетливая речь, должным образом произносимая"] – определение, заимствованное у античных грамматиков и цитируемое в "Иконологии" Рипы – иконографическом справочнике XVII века.

Логика держит "ЗМЕЮ", иногда двух, или ее рука лежит на гнезде гадюк. Или она держит "СКОРПИОНА" или "ЯЩЕРИЦУ", которые заменяют змею. Марциан характеризует ее по-латыни "involutus", что значит "закрученная". Но эт$ слово означает также "окутанная тьмой". Посему средневековье иногда изображало ее наполовину скрытой под ее плащом, чтобы символизировать ухищрения софистики. В эпоху Ренессанса она может держать "ВЕСЫ", чтобы взвешивать истинное и ложное, или "ЦВЕТЫ" или расцветающую ветвь. Логика может изображаться и в виде старой женщины, облаченной в тогу и погруженной в дискуссию.

Риторика была наделена Марцианом воинственным характером, и в эпоху Ренессанса у нее может быть "МЕЧ" и "ЩИТ". Но обычным ее атрибутом является "КНИГА", возможно, озаглавленная "Cicero" [лат. – "Цицерон"]. Она может держать также "СВИТОК", иногда лишь частично развернутый.

Геометрия (по-гречески означает измерение земли) имеет в качестве атрибута шар (земной глобус) (см. "ДЕРЖАВА") и "ЦИРКУЛЬ" (измерительный), которым она в данный момент может его мерить (см. также Астрономия). Иногда у нее могут быть другие инструменты: "УГОЛЬНИК" и "ЛИНЕЙКА".

Арифметика. Со времен позднего средневековья у Арифметики скрижаль ("ДОЩЕЧКА"), исписанная цифрами, на которой она может писать. Или – реже – она держит "АБАК". Как и у Геометрии, у нее может быть "ЛИНЕЙКА".

Астрономия (некогда часть более широкой области астрологии) имеет (со времен Марциана) шар ("ДЕРЖАВА") – собственно небесный глобус, на котором нанесены созвездия, но далеко не всегда он различим как таковой. Подобно Геометрии, она может измерять его сферическим "ЦИРКУЛЕМ". У нее имеется "СЕКСТАНТ", первоначально использовавшийся для измерения звезд, и иногда армилярная "СФЕРА". Астрономия является также сферой Урании (одной из девяти "МУЗ"), у которой те же атрибуты.

Музыка по традиции предстает в виде женщины, играющей на музыкальном инструменте. В средние века у нее набор из трех или четырех колокольчиков, по которым она ударяет молоточком. Позднее ее инструментами могут быть портативный "ОРГАН", "ЛЮТНЯ", "ВИОЛА" или скрипка. Некоторые из них являются также атрибутами "ЦЕЦИЛИИ". У нее может быть "ЛЕБЕДЬ" (из-за легенды о его песне). Как часть этой серии персонажей Музыка иногда может представляться "ОРФЕЕМ", приручающим своей игрой животных.

См. также "ФИЛОСОФИЯ", которая стоит над свободными искусствами.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia