Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Путь на Голгофу





ПУТЬ НА ГОЛГОФУ ("Восхождение (или шествие) на Голгофу"; "Иисус, несущий крест") (Мф., 27:32; Мк., 15:21; Лк., 23:26–32; Ин., 19:17). Последнее путешествие Христа из дома Пилата, где он был подвергнут бичеванию и затем поруганию воинов, увенчавших его голову терновым венком, на гору Голгофу, где он был распят. Рассказ в кратких Евангелиях в одном важном моменте отличается от версии Иоанна, хотя комментаторы не считают два этих варианта несогласуемыми. Иоанн говорит просто: "И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа". Краткие Евангелия, с другой стороны, описывают то, как Симона, мужчину из города Киринея в Африке, заставили нести крест, на Лука добавляет, что за Христом следовало "великое множество народа", среди них было много женщин, плакавших о нем, а также двое злодеев. Художники изображают обе версии. Восточная Церковь традиционно изображала Симона; византийское руководство для живописцев утверждало: "Христос, обессиленный падает на землю... Симона Киринеянина можно изображать седовласым, с округлой головой, одетым в короткое платье. На плечах он несет крест". Эта версия иногда принималась художниками итальянского раннего Возрождения, но со временем отмерла на Западе – в последующие времена Симон изображался только лишь как помощник Спасителя. Западная традиция, безусловно, предпочитала другой образ Христа – самостоятельно несущего свой собственный крест, как символ того бремени, которое христианин несет всю свою жизнь. В XIV–XV веках Христос держится прямо и шествует без видимого напряжения, но в более позднем искусстве крест становится массивнее и тяжелее, и характер темы меняется: на смену триумфу приходит пафос с подчеркиванием страдания, легшего на Христа. Он падает под тяжестью креста, римские воины гонят его вперед. Этот распространенный образ упавшего Христа, хотя он и не основан на Священном Писании, естественно выводится из той роли, которую играл Симон. Хотя это исторический факт, что при римском владычестве осужденный сам нес свой крест, он пес лишь поперечину креста к месту казни, где вертикальный столб был уже врыт в землю, – об этом обстоятельстве художники не подозревали. (См. "РАСПЯТИЕ ХРИСТА")

Для шествия на Голгофу Христос уже больше не одет в те одежды, которые были надеты на него в сцене его поругания; теперь ему возвращена его собственная одежда – обычно голубой плащ и красного цвета то, что под ним. На его голове по-прежнему терновый венец. Спасителя может на веревке тащить воин. Изображения процессии включают и других воинов, которые могут нести штандарты с римским девизом "S.P.Q.R." – "Senatus Populusque Romanus" [лат. – "Сенат и народ Рима"], иногда главных учеников – Петра, Иакова Старшего и Иоанна Евангелиста, двух разбойников (не несущих крестов) и женщин, упомянутых Лукой, которых по традиции отождествляют с Девой Марией и тремя Мариями. Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима (в значительно расширенном изложении сюжета, датированном XV веком), Иоанн принес новость Деве Марии, которая затем пришла с Марией Магдалиной, Марфой и Саломией (матерью Иакова и Иоанна) к месту казни, где при виде происходящего Дева Мария упала в обморок. Этот эпизод часто трансформируется в сцену, произошедшую по дороге на Голгофу, и обычно обморок случается в тот момент, когда Христос падает под тяжестью креста. Мы видим Деву Марию, без сил опускающуюся на руки других женщин или Иоанна. Итальянское название этого сюжета – "Lo Spasimo" ["Обморок"].

Другая фигура, появившаяся в начале XV века, вероятно, благодаря влиянию современной религиозной драмы, – "ВЕРОНИКА". Легенда повествует о том, что она вышла из своего дома, когда Спаситель проходил мимо, и подала ему полотенце, чтобы вытереть пот с его лица. Лик Спасителя чудесным образом запечатлелся на нем. Она изображается коленопреклоненной у обочины дороги, держащей sudarium, или плат, на котором запечатлен образ Христа. Она может изображаться вытирающей его лицо.

По поводу эпизодов из Ветхого Завета, которые, по мнению средневековых теологов, являются прообразами несения креста, см. следующие статьи: "АВРААМ" (4): Жертвоприношение Авраама; ИЛИЯ (2): И. и вдова из Сарепты; "ИОСИФ", сын Иакова (5): Иаков, благословляющий Ефрема и Манассию; "МОИСЕЙ" (6): Иудейская Пасха и смерть первенцев. См. также "ОСТАНОВКИ КРЕСТА".

Образ Христа с крестом, являющийся в видении святому, стоящему коленопреклоненным у алтаря, – популярная тема живописи Контрреформации: см. "ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ" (5): Месса Св. Г.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia

Т. 37. Морис Дени
Т. 37. Морис Дени
Кононенко Р. А.