Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Путто





ПУТТО (лат. – putus [маленький мальчик]) или "аморетто" (лат. – amoretto – уменьшительное от amor – любовь или Купидон). Крылатый малыш, обычно встречающийся в искусстве Ренессанса и барокко, исполняющий роль либо ангельского духа, либо предвестника земной любви, происходит из греческой и римской мифологии. Греческие erotes (эроты) – крылатые духи, посланцы богов, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, – произошли от Эрота, бога любви (см. "КУПИДОН"). Поначалу Эрот представал юношей (или ephebe [греч. – эфеб; в Афинах и других греческих городах так именовались юноши старше восемнадцати лет]), но в эллинистические времена он стал моложе и по внешнему виду более походил на младенца. В таком своем виде путти в конце концов слились с genii [лат. – гении] римской религии – схожим с ними воинством духов, защищающим душу человека на протяжении его жизни и в конце сопровождающим ее на небо. Ранние христиане воспользовались этим языческим образом для изображения ангелов в живописи катакомб и на саркофагах. Средневековье, однако, для своего образа ангелов заимствовало зрелую римскую богиню "ПОБЕДУ" – ее крылатую статую, а младенцы античности исчезли вплоть до эпохи Ренессанса. Однако с этого времени путти фигурируют равно как ангелы в религиозных картинах (роль, которая достигла своего зенита в искусстве Контрреформации) и как свита Купидона – вездесущие посланцы земной любви – в светских сюжетах. Они постоянно сопровождают "ВЕНЕРУ", а иногда "ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ПОРОКОВ". Они являются атрибутом Эрато ("МУЗЫ" лирической и любовной поэзии). (См. также "АНГЕЛЫ").

Празднество Венеры. Сцена, представляющая собою множество путти, играющих перед статуей Венеры, имеет элементы, заимствованные у Филострата Старшего и Овидия. Первый ("Картины", 1:6) описывает фруктовый сад, в котором воздвигнут алтарь Венеры, где путти летают среди ветвей, срывая яблоки, священные для этой богини, и собирая их в корзины. Другие на земле играючи стреляют своими стрелами, бросаются плодами как мячом, танцуют и возятся друг с другом. Все они по-ребячески участвуют в любовных обрядах. Овидий ("Фасты", 4:133–164) описывает ритуалы, исполняемые на празднике Венеры Verticordia ("Венера, обращающая сердца"), отмечавшемся в первый день апреля, месяца, священного для нес. Замужние женщины и невесты омывают мраморную статую богини и украшают ее гирляндами из цветов. Другие курят ей фимиам (Рубенс, Художественно-исторический музей, Вена). Этот сюжет называется также "Жертвоприношение Венере".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia