Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Петр





ПЕТР, апостол "первоверховный", брат Андрея, рыбак из Галилеи. Он и его брат были призваны стать "ловцами человсков". Его жизнь делится на три части: он сопровождал Христа во время его служения; после распятия Христа он предводительствовал апостолами в их проповеди Евангелия (Деяния); согласно нескольким ранним источникам, он пришел в Рим, где основал первую христианскую общину и был распят Нероном в 64 году. 13 искусстве его внешний облик оставался на удивление постоянным, и из всех апостолов его легче всего узнать. Он пожилой, но крепкий мужчина, с короткими седыми вьющимися волосами, с лысиной или выбритой тонзурой и короткой, обычно вьющейся бородой, грубыми чертами лица. Обычно на нем желтый (золотой) плащ поверх голубой или иногда зеленой туники. Его особым атрибутом является "КЛЮЧ" (или ключи): "И дам тебе ключи Царства Небесного" (Мф., 16:19).

Золотой и серебряный (или железный) ключи символизируют, соответственно, врата неба и ада или силу отпускать грехи и отлучать от церкви. Другие атрибуты: перевернутый "КРЕСТ" (форма его мученической смерти), "РАСПЯТИЕ" с тремя поперечинами (папский крест), "КНИГА" (Евангелие), "ПЕТУХ" (его отречение) и реже "КОРАБЛЬ" или "РЫБА" – символы, соответственно, Церкви и христианства, а также профессии Петра. Его надпись из Апостольского символа веры: "Credo in Deum Patrem omnipotentem, creatorem coeli et terrae" [лат. – "Верую в Бога-Отца всемогущего, создателя неба и земли"]. Церковные его образы встречаются трех видов: (1) В группе с другими апостолами он стоит ближе всех к Христу. (2) Вместе с Павлом они символизируют иудейский и языческий элементы Церкви. (3) Он носит папское облачение и тиару (как первый епископ Рима или как символ папства в искусстве Контрреформации). Повествовательные темы могут быть разделены по трем периодам его жизни: (а) его участие в служении Христа; (б) апостольское служение; (в) римские легенды.

Служение Христа

1. Призвание Петра и Андрея (Мк., 1:16–! 8). "Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков". Братья в лодке, они тащат сети, или один из них на берегу на коленях у ног Христа. Иногда присутствует толпа, взирающая на происходящее, напоминая о том времени, когда Христос проповедовал множеству людей на берегу озера.

2. Вручение ключей Петру; Поручение Христа Петру (Мф., 16:18–19). "И Я говорю тебе: ты – Петр [камень], и на сем камне Я создам Церковь Мою (...) И дам тебе ключи Царства Небесного". Эти метафорические слова Христа множество раз изображались художниками Возрождения. Это считалось прообразом Св. Таинств. (См. "СЕМЬ ТАИНСТВ".) Петр стоит на коленях перед Христом, получая от него ключи, вокруг стоят другие ученики. Иногда он получает их от Младенца Христа, сидящего на руках Девы Марии. Если присутствуют овцы, то это намек на эпизод (иногда объединяемый с передачей ключей) явления Христа ученикам после его смерти, когда он поручил Петру: "Паси агнцев Моих" (Ин., 21:15–17). В церковной геральдике в качестве символа власти Церкви часто встречаются скрещенные ключи. Они хранятся в руках папы и нескольких английских епископов.

3. Умывание ног ученикам (Ин., 13:4–17). На Тайной Вечери Христос "встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и. взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан". Когда пришла очередь Петра, он стал протестовать против такого самоуничижения Христа. Изображается всегда именно эта сцена. Христос стоит или склонился на колени, умывая или вытирая ноги Петра, сидящего в кресле или на стуле. Петр поднимает руку в протестующем жесте. Ученик, развязывающий свою сандалию, традиционно считается Иудой. В Великий Четверг папа ежегодно умывает ноги двенадцати беднякам – обряд, исполняемый также в некоторых восточных православных церквах, а также в Английской церкви вплоть до 1750 года.

4. Отречение и раскаяние Петра (Мк., 14:66–72). Взятый под стражу Христос был приведен на допрос к первосвященнику Каиафе в его дом. Петр ожидал во дворе, в это время служанка Каиафы узнала его и сказала: "И ты был с Иисусом Назарянином". Но Петр отрекся и сказал, что не знает его. Тогда прокричал петух. Он трижды отрекался, и трижды кричал петух. Когда Петр понял, что пророчество Христа о нем сбылось, он заплакал. Сцена собственно отречения (со служанкой и петухом) встречается сравнительно редко, иногда она образует дополнительный элемент в сцепе Христа перед Каиафой. Плач раскаяния Петра часто встречается в испанском и итальянском искусстве Контрреформации в качестве церковного образа. Этот сюжет был излюбленным в контрреформаторской Церкви ввиду особого почитания ею "СЕМИ ТАИНСТВ", одним из которых является Покаяние.

См. также "ЧУДЕСНЫЙ УЛОВ РЫБ": "ХРИСТОС, ИДУЩИЙ ПО ВОЛНАМ"; "ПРЕОБРАЖЕНИЕ"; "СБОР ПОДАТИ" (2); "ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ"; "БОРЕНИЕ В САДУ"; "ПРЕДАТЕЛЬСТВО"; "ВОЗНЕСЕНИЕ".

Служение Петра

Он изображается в Иерусалиме проповедующим и исцеляющим, часто в сопровождении других апостолов, в особенности. Иоанна. Когда Петр проповедует, Марк иногда изображается записывающим его слова – согласно распространенной традиции, таково происхождение Евангелия от Марка. Наиболее часто встречаются следующие сцены:

5. Петр и Иоанн исцеляют хромого при дверях храма (Деян., 3:1–8). Хромой (обычно оборванный нищий) сидит на земле, протягивая руку за милостыней. Петр поднимает его руку в благословляющем жесте, Иоанн при этом стоит рядом, а вокруг толпа людей, взирающих на происходящее. Этот ранний эпизод исцеления, совершенного Петром (у Красных ворот), явился причиной первого столкновения апостолов с иудейскими священниками.

6. Смерть Анании; смерть Сапфиры (Деян., 5:1–12). Апостолы своим примером и красноречием убеждали богатых продавать их достояние. Деньги распределялись между бедными. Один такой человек – Анания – утаил (с ведома жены) некоторую часть вырученных денег. Уличенный Петром в обмане, он тут же пал бездыханным. Его жену – Сапфиру – аналогичным образом наказанную Петром, ждала та же участь. Сцена изображает мужа или жену в смертных муках перед Петром, который стоит с предостерегающе поднятой рукой, в то время как у наблюдающих за этим рты открыты от ужаса. Обычно присутствуют другие апостолы.

7. Петр исцеляет больных своей тенью (Деян., 5:14–16). По мере распространения слуха о даре апостолов исцелять, больные высыпали на улицы Иерусалима в надежде на то, что тень Петра падет на них, когда он будет проходить мимо. Они изображаются лежащими на постелях и соломенных тюфяках или опирающимися о стены зданий. Петр, иногда вместе с Иоанном, останавливается, чтобы поговорить с ними. В античности и в некоторых первобытных обществах существовало поверие, что тень человека является неотъемлемой частью его существа и обладает силой благотворно или отрицательно влиять на того, на кого она падает.

8. Воскрешение Тавифы (Деян., 9:36–42). Тавифа (одна женщина из Иоппии), творившая много добрых дел, шившая одежду для бедных вдов, заболела и умерла. Петр в одиночестве молился в ее комнате и возвратил ей жизпь. Он послал за вдовами и другими, кто был с нею; они пришли и были изумлены. Петр, иногда с другими апостолами, стоит у ног Тавифы, ее глаза открыты, и она удивленно осматривается. Вдовы показывают на одежды, которые Тавифа сшила для них.

9. Видение нечистых зверей (Деян., 10:9–16). Молясь однажды днем на крыше дома, Петр увидел мистическое видение. С неба спускалось нечто вроде большого полотна, в котором находились всевозможные твари – "четвероногие змеи, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные". Голос свыше приказал убить и есть их, но Петр отказался, сказав, что ои никогда не ел ничего скверного и нечистого. Тогда голос напомнил ему, что все, что явилось от Бога, не может быть нечистым. Так происходило три раза, и только после этого полотно вновь поднялось в небо. Петр истолковал это видение как знак того, что язычников, как и иудеев, надлежит принимать как христиан. Ангелы держат полотно, в котором находятся животные, запрещенные у иудеев в пищу, такие, как свинья, кролик, отдельные виды домашней птицы.

10. Петр крестит сотника Корнилия (Деян., 10, 11). Корнилию, римскому сотнику, человеку набожному, ангел приказал послать за Петром. Он пришел, просвещенный своим видением нечистых животных, и крестил Корнилия и его семью. Иногда вся семья стоит перед Петром на коленях; вверху парит голубь Св. Духа. Этот эпизод имел значение как первый зафиксированный пример крещения язычников.

11. Петр, освобожденный из темницы (Деян., 12:1 –11). Во времена преследования апостолов Иродом, когда был казнен Иаков Старший, Петр был заключен в темницу. Однажды, когда он спал, охраняемый двумя стражниками, в его камеру явился ангел и сказал, чтобы он встал. Он был проведен мимо стражников и выведен из темницы за городские ворота никем не замеченный. Сцена обычно изображает Петра, пробуждающегося от прикосновения ангела, явившегося в сияющем свете, тем временем воины в доспехах крепко спят. Иногда Петр беседует через решетчатое окно с Павлом, стоящим снаружи. Этот эпизод считался символом приходящего освобождения Церкви от гонений на нее.

Римские легенды

12. Симон-волхв. Волшебник, о котором впервые услышали в Иерусалиме, где у него было много приверженцев, и который предложил Петру деньги, чтобы купить тайны его силы – отсюда "симония". "Золотая легенда", заимствовавшая сюжеты из ранних апокрифических "Деяний Петра", рассказывает о том, как Симон пришел в Рим и здесь, благодаря своим магическим искусствам, удостоился любви Нерона. Он вызвал Петра и Павла на различные испытания в мастерстве. Но воскресить умершего Симон не смог. В свою очередь Симон воспарил, оттолкнувшись от крыши башни, поддерживаемый демонами. Но Петр, пав на колени, взмолился, чтобы демоны освободили Симона из своего плена, и тогда тот рухнул на землю и умер. Этот сюжет был популярен в Италии в средние века и в эпоху Возрождения и даже сохранился в искусстве Контрреформации. Петр изображается отказывающимся от денег, которые ему предлагает Симон, возвращающим жизнь юноше и вместе с Павлом спорящим с Нероном. Но наиболее популярная сцена изображает Симона, низвергающегося с неба. На переднем плане Петр и Павел молят небеса, Нерон и его придворные взирают на происходящее. Демоны улетатют прочь.

13. Поднятие на ноги Петрониллы. Петронилла, легендарная мученица I века, считалась дочерью Петра – это доказывали ранние христианские авторы, исходя из ошибочной этимологии, выводившей ее имя из его имени. Согласно "Золотой легенде", Петр, опасавшийся за ее целомудрие из-за ее красоты, постоянно держал ее в заточении дома. Когда другие апостолы посетили его и спросили о ней, Петр приказал ей выйти и служить им. Так она постепенно выздоровела. Римский вельможа Флакк хотел жениться на ней, но она отказала ему, стала поститься и вскоре умерла. По другой версии, Флакк угрожал убить ее, если она откажет ему – дилемма, перед которой часто оказываются девственницы-мученицы. Обычно она изображается в тот момент, когда Петр в присутствии других апостолов поднимает ее, больную, на ноги. К Петронилле взывали при лихорадке.

14. Крещение Св. Процесса и Св. Мартиниста. Петр и Павел были заключены в Мамертинскую темницу, где они многих обратили в христианскую веру, включая тюремщиков Процесса и Мартиниана, которые впоследствии помогли им бежать. Позже эти стражники приняли мученическую смерть и были канонизированы. Обычно они изображаются в момент крещения их Петром в тюремной камере.

15. "Domine, quo vadis?" [лат. – "Господи, куда идешь?"] Самая ранняя версия этой истории имеется в "Деяниях Петра" – апокрифической новозаветной книге; она пересказана в "Золотой легенде". Побуждаемый своими приверженцами-христианами, Петр под гнетом гонений Нерона оставил Рим. На Аппиевой дороге ему в видении явился Христос. Петр воскликнул: "Господи, куда идешь?" и услышал в ответ: "Иду в Рим, чтобы снова распяться". Петр истолковал это в том смысле, что он сам должен вернуться в Рим, чтобы приготовить себя к своей собственной мученической смерти. Христос изображается несущим свой крест и обращающимся к Петру.

16. Распятие Петра. По традиции считается, что Петр по его собственному желанию был распят вниз головой на Яникулумском холме [один из холмов на правом берегу Тибра. – A.M.] или на арене цирка между двух metae – мет (столбов, отмечающих старт и финиш на ристалищах), врытых в землю на обоих концах дистанции. Художники использовали обе композиции изображения Петра на кресте; воины поднимают крест (часто при стечении народа), или крест уже поднят и небольшая группа женщин стоит возле него – аллюзия на аналогичную группу при распятии Христа. Видение распятия Петра является "ПЕТРУ НОЛАСКУ". См. также "ПАВЕЛ"; "СИЛЬВЕСТР".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia