Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Пастух





ПАСТУХ. Символизм Христа и христиан как пастыря и овец основан на притчах Луки (15:3–7) и Иоанна (10:1–18) и в меньшей степени на псалме 23, Исайи (40:11) и Иезекиили (34). Но перевод этого символа в зрительные категории ограничен главным образом ранними веками христианского искусства, когда его можно было найти в живописи катакомб, на саркофагах и геммах III и IV веков, а также в мозаиках V века. К эпохе средневековья он отмер и лишь изредка встречается в более поздней живописи. Существует два основных типа. (1) Пастух сидит среди своего стада. Он молодой, обычно безбородый и либо держит посох, либо играет на сиринксе или лире – образ, происходящий от античного "ОРФЕЯ", зачаровывающего животных. (2) Пастух, несущий на своих плечах овцу, – "Добрый Пастырь" – образ, вновь преобразованный из языческого прототипа – образа "МЕРКУРИЯ", хранителя стад, несущего ягненка. Овца, спасенная и возвращенная в стадо, символизировала раскаявшегося грешника. (См. также "АГНЕЦ".

Старик, стоящий на коленях перед ангелом, вокруг пастухи и овцы – "ИОАКИМ И АННА" (2). Пастухом, стерегущим свои стада, может быть "ИАКОВ" (3), служащий Лавану; пастухи в Рождестве Христовом – "ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ". Святая, одетая пастушкой, – "ЖЕНЕВЬЕВА". В светском искусстве "АПОЛЛОН" (8) присматривает за стадами царя Адмета; "МЕРКУРИЙ" (1) игрой на своей дудке убаюкивает пастуха Аргуса, чтобы он заснул. "ПАН" пасет овец и коз в Аркадии. См. также пасторальные сюжеты: "ЕТ IN ARCADIA EGO" [лат. – И (даже) в Аркадии я (есть)]; "МИРТИЛЛО", "КОРОНОВАНИЕ М."; "ДАФНИС И ХЛОЯ"; "ЭРМИНИЯ И ПАСТУХИ"; "ГРАНИДА И ДАЙФИЛО"; "СИЛЬВИО И ДОРИНДА".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia