Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Отец-Время





ОТЕЦ-ВРЕМЯ. Хорошо знакомая мужская фигура с "КОСОЙ" и "ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ", обычно крылатая и обнаженная (лишь в набедренной повязке). У него может быть "КОСТЫЛЬ" и иногда "ЗМЕЯ", держащая во рту свой собственный хвост. Происхождение Отца-Времени представляет интерес. У персонификации Времени в античную эпоху нет ни одного из хорошо известных впоследствии атрибутов. Но произошло так, что греки смешали слово "время" (chronos) с именем их старого бога урожая Крона, атрибутом которого был серп, в дальнейшем превратившийся в косу Отца-Времени [Хроноса] (см. "САТУРН", 1). Римляне отождествили Крона со своим Сатурном, который, в качестве бога земледелия, также имел серп. У Сатурна, этого бога-старика, был костыль, который таким образом перешел к Отцу-Времени. Змея, заглатывающая свой хвост, – древнеегипетский символ вечной жизни (бессмертия, загробной жизни) – была дана Отцу-Времени мифографами поздней античности; крылья и песочные часы – раннеренессансными иллюстраторами. В живописи Возрождения Отец-Время выполняет множество аллегорических действий: он записывает в свою книгу подвиги героев (или их записывает фигура "ИСТОРИИ" на скрижали, лежащей на его плечах); он обнажает "ИСТИНУ" и демонстрирует Невинность (выражая тем самым идею того, что правда, в конце концов, обязательно восторжествует); он разрушает юность и красоту; он увеличивает вес той ноши, которую человек несет на своих плечах, но если человек удачлив, его могут поддерживать – каждая со своей стороны – Невинность, которую мы узнаем по ее "АГНЦУ" (или, возможно, Вера), и Надежда (с ее "ЯКОРЕМ"); он в конце концов забирает саму жизнь и потому может предстать в сопровождении фигуры "СМЕРТИ". (См. также "ФАЭТОН"; "ГЕРКУЛЕС", 21.)

Еще в энциклопедиях