Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Ной





НОЙ. Потомок Адама и Евы через их сына Сифа. У Ноя было три сына – Сим, Хам и Иафет. Ной является одним из главных патриархальных "типов" Христа. Обычно он изображается в виде белобородого старца. Ранними отцами Церкви и апологетами Потоп уподоблялся христианскому крещению. Ковчег был частым сюжетом в христианском искусстве с самого его начала. В римских катакомбах он олицетворял новую христианскую концепцию Воскресения, поскольку обращенные уже были, возможно, знакомы – через греческую и египетскую мифологию – с ее идеей путешествия умерших на корабле в иной мир. Вскоре "КОРАБЛЬ" стал общепринятым символом самой Церкви. Рассказы о великих потопах встречаются в народных преданиях всего мира. Греческий миф о "ДЕВКАЛИОНЕ И ПИРРЕ" имеет черты, схожие с историей, рассказанной в Бытии.

1. Строительство ковчега (Быт., 6:14–22), Видя безнравственность рода человеческого, Бог решил уничтожить его вместе с птицами и животными. Он решил спасти лишь Ноя, который был человеком праведным, и приказал ему построить ковчег и взять на борт по паре всего живого. Художники игнорировали технические подробности конструкции ковчега, которые приводятся в книге Бытия. В ранней христианской живописи в римских катакомбах ковчег представляет собой просто ящик, по форме похожий на гроб. В искусстве средневековья это своего рода плавающий дом; в эпоху Ренессанса он становится истинным кораблем, и сыновья Ноя изображаются сооружающими его под наблюдением самого Ноя. Когда ковчег изображается уже готовым, Ной загоняет стадо на его борт.

2. Потоп (Быт., 7:8–19). Дождь лил сорок дней и сорок ночей, пока даже горы не покрылись водой – потоп продолжался 150 дней. Когда вода стала убывать, ковчег пристал к горе Арарат. Чтобы узнать, пригодна ли эта земля для обитания, Ной выпустил ворона, который не вернулся. Затем он дважды посылал голубя, который на второй раз вернулся с оливковым листом в клюве. Посланный в третий раз, голубь не вернулся. Ной вывел свою семью и животных – "пусть они плодятся и размножаются на земле". Нечестивые изображаются бегущими от поднимающейся воды. Ковчег плывет среди потоков воды. Животные стоят на палубе или иногда выглядывают из иллюминаторов.

3. Жертвоприношение Ноя (Быт., 8:20–22, 9:1–17). В знак благодарности Ной выстроил алтарь и принес жертву. И сказал Бог: "И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле". Ной и его семья стоят перед алтарем; возможно, все в изумлении глядят на небо.

4. Опьянение Ноя (Быт., 9:20–27). Ной возделал землю и насадил виноградник. Выпив слишком много вина, он лег у себя в шатре – голый и пьяный. Таким его увидел Хам, сообщивший об этом двум своим братьям. Сим и Иафет пришли с одеждами. Они приблизились к Ною, идя спиной так, чтобы не видеть его обнаженным, и накрыли одеждами. "Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих". Иногда Ной изображается сажающим и собирающим свой виноград, но более распространненая версия показывает его в шатре или под деревом, с которого свисают виноградные грозди. Он валится на сиденье или на землю, рядом с ним чаша вина, тем временем Хам стоит поблизости, насмехаясь над ним. Могут присутствовать также другие сыновья, укрывающие Ноя плащом. В осмеянии Ноя видели прообраз насмехания над Христом на кресте. Равви-нистические комментаторы утверждают, что Хам не просто видел обнаженность своего отца, но он кастрировал его – элемент, который был преднамеренно опущен в книге Бытия. Этот вариант истории указывает на связь с мифом об Уране и Кроносе. (См. "САТУРН", 1.)



Еще в энциклопедиях