Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Натюрморт





НАТЮРМОРТ стал самостоятельным жанром живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII века. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти ("Vanitas"), либо – в более широком смысле – Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передается посредством использования предметов – в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Vanitas (лат. – букв, "пустота") есть суетность в смысле эфимерности и тщеты земных богатств. Безусловным доказательством того, что эта тема лежит в основе данного натюрморта, является "ЧЕРЕП"memento mori [лат. – помни о смерти], напоминающий о том, что нам суждено умереть. "ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ", обычные "ЧАСЫ" или "СВЕЧА" – все это указывает на быстротечность времени; перевернутый сосуд, например, "ЧАША", "КУВШИН" или "КУБОК" – на буквальное значение vanitas – пустота. "КОРОНА", "СКИПЕТР", "ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ", "КОШЕЛЕК" или "МОНЕТЫ" символизируют силу и обладание богатствами этого мира (изображаемого в виде земного глобуса (см. "ДЕРЖАВА"), которые смерть забирает с собой. "МЕЧ" или другое оружие напоминает нам о том, что оружие не может защитить от смерти. "ЦВЕТЫ" в этом контексте, особенно с каплями росы, являются символом быстротечности жизни и увядания.

Аллегорический натюрморт наделяется христианским значением, когда в него включается бокал "ВИНА" или кувшин (который, предполагается, наполнен вином) и буханки "ХЛЕБА" – евхаристические элементы. В этом контексте ваза с цветами указывает на контраст между жизнью на земле и тем, что следует после нее, "ПЛЮЩ" (вечнозеленый) означает вечную жизнь, и, когда он венчает череп, может служить символом победы Воскресения над смертью. Христианский аспект подчеркивается использованием "ПЕЛИКАНА" или "ФЕНИКСА" для украшения сосуда; и наконец, он со всей очевидностью выявляется, если изображено "РАСПЯТИЕ" или "ЧЕТКИ". Традиционные христианские символы – яблоко, гранат, черный и белый виноград, орех и другие фрукты, которые обычно фигурируют на картинах Девы Марии и Младенца XV–XVI веков (подробнее см. "ДЕВА МАРИЯ", 13), – использовались в том же значение в аллегорическом натюрморте XVII века. Птицы в этом контексте являются символом человеческой души – значение, известное еще в античности; теперь оно расширено и включает другие крылатые создания, особенно "БАБОЧЕК". Так, гусеница, личинка и бабочка все вместе означают не просто жизненный цикл, но стадии земной жизни человека, смерть и воскресение. Птичье "ЯЙЦО", особенно когда его скорлупа треснута, аналогичным образом внушает мысль о Воскресении. (Последние мотивы иногда также изображаются на картинах Девы Марии и Младенца.) Остается добавить, что присутствие этих предметов в натюрморте не обязательно является доказательством сознательной его аллегоризации художником – они могут указывать лишь на существование традиционного набора предметов, которые художник привык писать. См. также "КРЕЗ И СОЛОН".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia