Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Меркурий





МЕРКУРИЙ (греч. – Гермес). Один из двенадцати богов Олимпа, быть может, самый легкоузнаваемый. Он часто фигурирует в мифологических сюжетах, но, как правило, на второстепенных ролях – как посланец богов или в качестве проводника. По облику своему Меркурий типичный греческий юноша – миловидный и атлетически сложенный. Его постоянные атрибуты – крылатые "САНДАЛИИ" (для быстроты передвижения); крылатая шапочка (лат. – petasus) – круглая и низко посаженная, иногда заостренная спереди ("ШАПКА"); "КАДУЦЕЙ" – волшебный жезл с двумя змеями, обвивающими его, и тоже обычно крылатый; он обладает силой навевать сон. Меркурий был сыном и посланцем Юпитера, и на него была возложена миссия сопроводить трех богинь – Юнону, Венеру и Минерву – к пастуху Парису, чтобы он рассудил их. (См. "СУД ПАРИСА".) Он изображается также передающим Парису яблоко раздора. В качестве проводника он сопровождает на небо Психею, чтобы она обручилась с "КУПИДОНОМ" (6), – он может нести ее на руках, и вместо кадуцея у него может быть труба вестника. Он перенес "ПАНДОРУ" на землю – тема, внешне похожая на предыдущую. Он сопровождал души умерших в преисподнюю к "ХАРОНУ"-перевозчику и вывел Прозерпину из подземного царства (см. "ПОХИЩЕНИЕ П.") Его образ как покровителя путников – "ГЕРМА" – устанавливался на дорогах, чтобы указывать расстояния и границы. В искусстве он представлен в виде четырехгранной колонны, увенчанной головой и торсом бога. Меркурий был также богом коммерции, особенно в его римском варианте, и потому у него может быть "КОШЕЛЕК". Он был хитрецом и похитителем коров (см. "АПОЛЛОН", 8), однако при этом он был покровителем пастухов и стад – в таком случае его атрибутом является "БАРАН". Он изобрел лиру. (См. "АПОЛЛОН", 8.) В аллегории Меркурий персонифицирует Красноречие и Разум – качества учителя. Он изображается обучающим Купидона чтению, возможно, в присутствии "ВЕНЕРЫ" (матери Купидона) – тема, которая отражает идеалы образования в эпоху Ренессанса. В этом смысле он сближается с Аполлоном, и потому его можно видеть на Парнасе.

1. Меркурий и Аргус ( "Мет.", 1:668–721). Одной из многих возлюбленных Юпитера была Ио, принцесса Аргоса. Но эта любовная связь была расстроена его женой Юноной, превратившей Ио в белую корову и передавшей животное стоглазому великану Аргусу, чтобы он охранял ее. Юпитер послал Меркурия убить великана, что тот и сделал, усыпив его сначала музыкой. Аргус, чаще всего изображаемый как дюжий пастух с обычным числом глаз, дремлет, сидя у скалы или под деревом. Меркурий играет на дудке или подкрадывается с поднятым мечом. Ио спокойно пасется поблизости. Когда Меркурий изображается в полный рост, он может поставить ногу на отрубленную голову – аллюзия на Аргуса. (См. также "ИО" и "ЮНОНА".)

2. Меркурий и Герса. Овидий ("Мет.", 2:708–832) рассказывает о том, как три сестры, возвращавшиеся с празднества Минервы и несшие на головах священные корзины, были замечены Меркурием, который тут же влюбился в самую красивую из них – Герсу. Другая из сестер – Аглавра – была снедаема завистью и препятствовала Меркурию войти в покои Герсы, когда однажды ночью он пришел к ней. Он коснулся Аглавры своим жезлом, и она превратилась в черный (цвета ее мыслей) камень. Встречаются две сцены. Девушки гуляют на открытом воздухе, на головах у них корзины. Меркурий парит над ними. На заднем плане храм Минервы. Может присутствовать Купидон. Или Меркурий изображается входящим в покои Герсы. По мановению его жезла Аглавра падает на землю у его ног. Гсрса, пораженная, отпрянула. Или – другой вариант – Аглавра, с завистью, написанной на ее лице, заглядывает за занавес на постель, где влюбленные предаются любовным утехам.

См. также: "БАХУС" (1): "ЦИРЦЕЯ": "ФИЛЕМОН И БАВКИДА"; "ПРОМЕТЕЙ".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia