Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Марс





МАРС (греч. – Арес). Бог войны, один из двенадцати олимпийских богов. Его жестокий и агрессивный характер сделал его ненавистным почти для всех, включая его собственных родителей Юпитера и Юнону. Исключением была "ВЕНЕРА", которая безнадежно была влюблена в него. Он не слишком популярная фигура в искусстве, за исключением сюжетов, в которых воинственный дух смиряется любовью. Не существует твердо установленного типа изображения Марса, хотя обычно он предстает молодым и энергично-мужественным. Его амуниция состоит из "ШЛЕМА" и "ЩИТА", иногда также из нагрудников, но редко он экипирован полностью. У него "КОПЬЕ", "МЕЧ" и иногда "АЛЕБАРДА" – оружие XV–XVII веков. Но они всегда лежат рядом, когда он побежден любовью. В ранней ренессансной живописи его может сопровождать "ВОЛК" – животное, священное в римские времена и имеющее подобный ему самому агрессивный характер. Волк является также напоминанием о том, что Марс был отцом "РОМУЛА" и Рема, вскормленных волчицей, Иногда он изображается со своей сестрой Беллоной, римской богиней войны, знатной дамой в воинском облачении.

1. Марс, Венера и Купидон. Об истории любви Марса и Венеры и о том, как их обнаружили запутавшимися в сетях Вулкана, когда они предавались ласкам, рассказывается в "Одиссее". (См. "ВЕНЕРА". 8.) Ренессанс перевел их взаимоотношения в аллегорию Вражды, побеждаемой Любовью, – аллегорию, отражающую рыцарский кодекс типичного придворного того времени, соединявшего в себе качества воина и любовника. Купидон или амуры изображаются в тот момент, когда они разоружают Марса, стоящего на коленях перед Венерой. Или пара полулежит обнявшись, в то время как амуры возятся с доспехами Марса как с игрушками. Один из амуров может соединять пару любовным узлом. (См. также "ПАРНАС".) Имеется противоположная тема, демонстрирующая Марса непобежденного, шлепающего Купидона. Одна его рука поднята, чтобы шлепнуть Купидона, который лежит на земле с завязанными глазами, его лук и стрелы разбросаны. Венера в свою очередь пытается вступиться за него. Ее голуби (символы любви) улетают. (См. также "КУПИДОН", 5.)

2. Марс и Минерва ("Илиада", 5:825 и далее). В Троянской войне Марс принял сторону троянцев, Минерва – греков. Двое они сошлись на равнине Илион и сразились. Марс вскоре пал от метко брошенного в него копья. Он изображается поверженным на поле брани, Минерва – победоносно стоящей над ним (Ж.-Л. Давид, Лувр). В аллегорическом плане Минерва олицетворяет Мудрость, чье оружие используется для защиты добродетелей и мирных искусств, оно сокрушает силы войны, которые символизирует Марс.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia