Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Истина





ИСТИНА [Правда]. Аллегорическая фигура Истины встречается в средневековых псалтирях вместе с тремя другими добродетелями, иллюстрирующими Псалом (85:10): "Милость и истина встретятся, правда (то есть справедливость) и мир облобызаются". Хотя идея голой Правды нашла свое выражение в античной литературе – в ее природе быть голой и неприкрашенной, – в христианском искусстве она стала изображаться таковой лишь с XIV века, когда стала являться вместе с Милосердием, которое в свою очередь изображалось в одеждах. Она получила новую роль в XV веке в ""КЛЕВЕТЕ" АПЕЛЛЕСА", и с тех пор встречается главным образом в светском искусстве, став очень популярной фигурой в ренессансной и барочной системе аллегорий. Идея того, что Истина сокрыта, связывалась с представлением о Времени как инструменте ее раскрытия (то есть истина, в конце концов, обнаружится). Это подкреплялось античной сентенцией, известной в эпоху Ренессанса: "Veritas filia temporis" [лат. – "Истина – дочь времени"]. Отсюда тема "Время, открывающее Истину", популярная в XVI–XVII веках, демонстрирующая "ОТЦА-ВРЕМЯ" в тот момент, когда он снимает вуаль с обнаженной фигуры Истины; в углу, возможно, таятся злобные Зависть и Распря. Обычными атрибутами Истины были "СОЛНЦЕ" (в виде светящегося диска), которое она держит в руке (его свет обнаруживает Истину: см. "ВЕНЕРА", 8); "ЗЕРКАЛО" (которое не лжет); реже "ПЕРСИК" с одним листком (символы сердца и языка, которые, когда они в согласии, говорят правду). Лавровый венок ("ЛАВР") является напоминанием о том, что, в конце концов, она всегда побеждает. Она стоит на шаре ("ДЕРЖАВЕ"), что говорит о том, что она превыше всего в мире.

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia