Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Иосиф (муж Девы Марии)





ИОСИФ (муж Девы Марии). Плотник, который был приемным отцом Христа, фигурирует в сценах младенчества Христа (см. "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"; "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСПОДА В ХРАМЕ"; "ДЕВА МАРИЯ" (17), Святое Семейство; "БЕГСТВО В ЕГИПЕТ") и в некоторых сценах из жизни Девы Марии ("ОБРУЧЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ"; "ПОСЕЩЕНИЕ ДЕВОЙ МАРИЕЙ ЕЛИСАВЕТЫ"). На основании авторитета определенных апокрифических рассказов о его жизни существовала долгая традиция изображать Иосифа в виде седобородого старца. Этот тип стал исчезать в эпоху Контрреформации, когда культ Иосифа получил развитие благодаря трудам Св. Терезы Авильской и ему стали широко поклоняться как самостоятельному святому. С этого времени он изображается гораздо более молодым, хотя зрелым человеком, и его религиозный образ особенно часто можно видеть в искусстве Италии и даже еще чаще – Испании. Его атрибутом является "ЛИЛИЯ" (символ целомудрия); различные столярные инструменты и расцветший прут или "ЖЕЗЛ" (см. ниже). Он ведет Младенца Христа за руку или держит его на руках. Он может быть в группе с апостолом "ПЕТРОМ" или со своим тезкой "ИОСИФОМ АРИМАФЕЙСКИМ".

1. Расцветший прут Иосифа. Согласно Св. Иерониму, претенденты на руку Девы Марии принесли каждый по пруту в храм первосвященнику. Прут Иосифа расцвел – знак с неба, что он избран быть ее мужем. Апокрифическая книга Иакова рассказывает о том, что из посоха [в этой книге говорится именно о посохе. – A.M.] вылетел "ГОЛУБЬ" и сел на голову Иосифа. Он обычно изображается с расцветшим посохом, иногда с голубем на нем. Претенденты изображаются в храме, на коленях перед алтарем, на котором лежат посохи (пруты); или – следующий эпизод – неудачники пререкаются или переламывают свои посохи. Эта тема была осуждена Триден-тским собором в середине XVI века, хотя и после этого посох оставался атрибутом Иосифа. В нем видели символ статуса Девы Марии, поскольку он расцвел, не будучи оплодотворенным. Эта история заимствована из рассказа в Ветхом Завете – во многом очень схожего – о расцветшем посохе Аарона (см. "ААРОН").

2. Сон Иосифа, (а) Книга Иакова повествует о том, как Иосиф поначалу опечалился по поводу беременности Марии, но был утешен архангелом Гавриилом, явившимся ему во сне и давшим ему объяснение. Иосиф дремлет, возможно, у своего верстака, в то время как ангел парит над его головой, (б) Наказ ангела Иосифу бежать со своей семьей в Египет, чтобы спастись от Ирода (Мф., 2:13), изображается аналогичным образом.

3. Смерть Иосифа. Апокрифическая книга – История Иосифа-плотника – описывает то, как умер Иосиф (в возрасте 111 лет) – в присутствии Христа и Девы Марии, с ангелами, спустившимися с небес. Его смерть изображается следующим образом. Ангел держит расцветший посох; иногда также изображаются его столярные инструменты.

4. Коронование Иосифа. Иосиф, держащий свой посох, стоит на коленях перед Христом, который возлагает на его голову корону. Эта тема встречается во второй половине XVI века в церквах иезуитов, способствовавших распространению культа этого святого.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia