Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Иоанн Евангелист





ИОАНН ЕВАНГЕЛИСТ (итал. – Giovanni; исп. – Juan; фр. – Jean). Апостол. Сын Зеведея и брат Иакова, предполагаемый автор четвертого Евангелия и по традиции считающийся автором Апокалипсиса. Он одним из первых был призван следовать за Христом. Он появляется вместе с Петром и Иаковом в "ПРЕОБРАЖЕНИИ". На Тайной Вечери его можно видеть склонившим голову на грудь Христа – согласно традиции, его отождествляют с тем учеником, "которого любил Иисус". "БОРЕНИЕ В САДУ" демонстрирует его спящим вместе с Петром и Иаковом, пока Иисус молится. По одной версии "РАСПЯТИЯ ХРИСТА" (5), Иоанн и Дева Мария изображаются стоящими одни у подножия креста. Он изображается среди присутствующих в сценах "СНЯТИЯ С КРЕСТА", следующего затем оплакивания ("PIETÀ") и "ПОЛОЖЕНИЯ ВО ГРОБ". Иоанн предстает в "СМЕРТИ ДЕВЫ МАРИИ" и "УСПЕНИИ", поскольку апокрифические писания, на которых основаны эти сцены, приписываются именно ему. Во время апостольского служения Иоанн часто сопровождал апостола "ПЕТРА" (5). Он традиционно отождествляется с тем Иоанном, который был сослан на остров Патмос, где он написал книгу Откровения (см. ниже, 2). Считалось, что он умер в глубокой старости в Эфесе. Атрибутами Иоанна являются "КНИГА" или "СВИТОК" (аллюзия на его литературные труды), орел, который может держать в клюве перо или чернильницу (подробнее см. "ЧЕТЫРЕ ЕВАНГЕЛИСТА"), "ЧАША", из которой выползает змея (см. ниже), "КОТЕЛ" (см. 1, ниже) и "ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ", не мученическая, а та, что принадлежала Деве Марии и была передана Иоанну, когда она умерла; он держит ее только в сценах, относящихся к Деве Марии. Иоанн может изображаться двумя разными способами: в качестве апостола он молод, порой довольно женственный и миловидный, с длинными, свободно падающими вьющимися волосами и безбородый; или – совершенно контрастно – в качестве евангелиста он старый и седобородый. Из его надписей наиболее часто встречаются следующие: "Passus sub Pontio Pilato" [лат. – "Распятого при Понтийском Пилате"] из Апостольского символа веры; "In principio erat Verbum" [лат. – "В начале было Слово"] (Ин., 1:1); "Lignum vitae afferens fructus" [лат. – "Древо жизни, (двенадцать раз) приносящее плоды"] (Откр., 22:2).

"Мученичество" Св. Иоанна, погруженного в котел с кипящим маслом. Согласно "Золотой легенде", во время гонений на христиан в эпоху римского императора Домициана Иоанн был брошен в чан с кипящим маслом. Чудодейственным образом он вышел из него невредимым и даже помолодевшим. Он изображается сидящим обнаженным в чане, его руки могут быть сложены в молитвенном жесте, в то время какпалачи мехами раздувают огонь и льют масло на его голову. За всем этим наблюдают император и сенаторы. Капелла Сан-Джованни ин Олио за Латинскими воротами в Риме отмечает то место, где это происходило. См. "АПОКАЛИПСИС".

Св. Иоанн на острове Патмос, пишущий Откровение. Иоанн был сослан Домицианом на Патмос – остров в Эгейском море недалеко от побережья Малой Азии. Считается, что, будучи здесь, Иоанн написал книгу Откровения. Как правило, он изображается в скалистой пустынной местности за писанием. Орел, символ его вдохновения, находится рядом с ним, возможно, с чернильницей, висящей у него в клюве. В вышине часто изображается видение Иоанну Девы Марии, увенчанной короной из звезд, держащей Младенца Христа (Откр., 12:1).

3. Воскрешение Друзианы. После смерти Домициана Иоанн отправился в Эфес. "Золотая легенда" повествует о том, как на своем пути он встретил похоронную процессию с Друзианой, женщиной, которая в жизни следовала примеру Иоанна и страстно желала увидеть его вновь перед своей смертью. Иоанн заставил процессию остановиться и произнес громким голосом: "Друзиана, поднимись, и ступай домой, и приготовь мне немного еды". Друзиана, чудесным образом воскрешенная, изображается приподнимающейся в своем гробе, или – позднее – принимающей Иоанна у себя дома.

4. Иоанн превращает палки и камни в золото и драгоценные камни. Другая легенда рассказывает о том, как двое молодых учеников одного эфесского философа-аскета дробили драгоценные камни в порошок, чтобы прдемонстрировать своё презрение к земным вещам. Но Иоанн осудил их за то, они не продали камни, чтобы вырученные за них деньги отдать бедным. Эти молодые люди обратились в христианство, когда Иоанн чудесным образом превратил этот порошок опять в камни. Тогда они забрали их, чтобы сделать так, как наказал им Иоанн. Впоследствии они сожалели о своем великодушии, так что Иоанн забрал у них палки и камни, которые он превратил для них в золото и драгоценности, и предупредил, что они не: смогут взойти на небеса. Двое юношей изображаются стоящими перед Иоанном со своими камнями и прутьями из золота.

5. Св. Иоанн, пьющий из отравленной чаши. Легенда, редко изображаемая в повествовательной живописи, но важная в качестве источника известного атрибута Иоанна – чаши со змеей, повествует о том, как жрец храма Дианы в Эфесе дал Иоанну испить отравленную чашу, дабы испытать силу его веры. Двое осужденных уже выпили чашу и умерли. Иоанн не только остался жив и невредим, но и воскресил тех двоих. Со времен средневековья эта легенда имела символическое значение – чаша символизирует христианскую веру, а змея – Сатану. В средневековом искусстве змею может заменять дракон.

6. Смерть и вознесение Св. Иоанна. Традиция утверждает, что Иоанн выкопал себе могилу крестообразной формы. Он даже изображается сходящим в нее на глазах его учеников. По вознесении его встречают фигуры Христа и Девы Марии вместе со Св. Петром и Св. Павлом.

См. также "СТРАШНЫЙ СУД" (1); "СТЕФАН".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia