Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Иоаким и Анна





ИОАКИМ И АННА. История родителей Девы Марии рассказывается в "Золотой легенде" (XIII в.), которая заимствовала ее из апокрифической новозаветной литературы. Иоаким, человек богатый, и Анна, его жена, после двадцати лет совместной жизни оставались бездетны. Когда Иоаким пришел как-то в праздничный день в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву, первосвященник отказался принять ее, потому что Иоаким был бездетным. "И столь горько стало Иоакиму. и не пошел он к жене своей". Вместо этого он отправился в пустыню и "остался там со своими пастухами. Там Иоакиму явился ангел. Он предсказал ему, что Анна забеременеет и что родившаяся девочка будет матерью Иисуса. Иоакиму надлежало отправиться к Золотым Воротам, где он в качестве знамения должен будет встретить свою жену. С аналогичным известием ангел затем явился Анне. Апокрифическое Протоевангелие рассказывает о том, что, когда ангел явился Анне, она сидела в своем саду под лавром и сокрушалась из-за своего бесплодия. Увидев на дереве воробьиное гнездо, она заплакала: "Горе мне, ибо и птицы небесные имеют потомство". Супруги встретились на указанном месте и радостно обнялись, и с того момента Анна носила в себе ребенка. Эта история имеет сходство с ветхозаветными рассказами о бесплодии Ханы (то есть Анны), матери Самуила (1 Сам., 1), и Сарры, матери Исаака (Быт., 18:1–19), рождение которого было предсказано ангелами. Этот сюжет довольно часто встречается в искусстве XIV–XVI столетий. Встреча у Золотых Ворот – наиболее популярный самостоятельный сюжет; или же он может составлять часть цикла сцен из жизни Девы Марии.

1. Иоаким, отвергнутый в храме. Иоаким стоит у входа в храм с агнцем, которого он принес для жертвоприношения; или он спускается по ступеням, отвернувшись от первосвященника, жест которого говорит об отказе принять жертву. В нескольких ранних образцах Иоаким может изображаться скатывающимся со ступеней, будучи насильно изгнанным из храма.

2. Благовестие Иоакиму. Он стоит на коленях перед "ГАВРИИЛОМ", ангелом благовещения, идентифицируемым так по его жезлу, увенчанному геральдической лилией (фр. – fleur-de-lys). Место действия – скалистая местность, возможно, перед пастушеской хижиной, неподалеку пасутся овцы и видны пастухи.

3. Благовестие Анне. Сцена, несколько напоминающая Благовещение Деве Марии, но обычно происходящая в саду. Анна сидит под лавровым деревом, в котором вьют себе гнезда воробьи. Она может разговаривать со слугой или стоять на коленях перед ангелом.

4. Встреча у Золотых Ворот. Что Анна зачала, подобно самой Деве Марии, "sine macula", то есть "без пятна" позора, – провозглашалось Церковью в доктрине Непорочного Зачатия. (См. "ДЕВА МАРИЯ", 4.) До появления этой темы в искусстве объятие Иоакима и Анны использовалось вместо того, чтобы символически изображать ее зачатие. Согласно францисканцам, именно их поцелуй вызвал зачатие Анны, и таким образом это был первый спасительный акт Бога, Золотые Ворота сравнивались с "porta clausa" [лат. – "врата затворенные"] (Иез., 44:1–2), которые были символом девственности Марии. Эта пара изображается стоящей за городскими воротами, обнимающейся. Ворота могут быть украшены золотом. Анна обычно в сопровождении своих женщин и слуг, Иоаким – пастухов. Ангел Гавриил витает вверху. Другая версия может изображать ангела, ведущего Иоакима к его жене, или Анну, стоящую перед ним на, коленях. Эта тема часто встречается в искусстве Контрреформации, хотя к тому времени она обычно заменяется Непорочным Зачатием.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia