Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Иероним





ИЕРОНИМ (лат. – Hieronymus; итал. – Geronimo или Girolamo) (342–420). Его полное имя было Евсевий Иероним Софроний. Он родился в Стридоне, в Далмации. Один из четырех латинских (западных) отцов Церкви. Обычно он седовласый и бородатый и изображается в трех разных видах. (1) Кающийся грешник, лохматый и полуобнаженный, стоящий на коленях перед распятием в пустыне; держит "КАМЕНЬ", которым он может бить себя в грудь, и часто с "ЧЕРЕПОМ" и "ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ". (2) Ученый за работой в своем кабинете, с книгами, пером, чернильницей и т. д. (3) Доктор Церкви, стоящий в полный рост, облаченный в кардинальские одежды и держащий макет церкви. Обычные его атрибуты, которые можно видеть во всех перечисленных типах – кардинальская "ШАПКА" и "ЛЕВ". Его надпись – на книге – "In principio creavit Deus caelum ct terram..." [лат. – "В начале сотворил Бог небо и землю..."] (Быт., 1:1) – аллюзия на его перевод Библии.

1. Кающийся грешник в пустыне. Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где предался подвигам аскетизма. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, "лишь скорпионов и диких зверей". Подобно Св. Франциску Ассизскому, Антонию Великому и другим, кто исповедовал суровый аскетизм в своей каждодневной жизни, он переживал яркие сексуальные галлюцинации и описал в одном из писем, как должен был бить себя в грудь, пока эта лихорадка не отпускала его.

Камень, который он держит для этой цели, – позднее изобретение художников.

2. Бичевание ангелами. Его любовь к античной литературе была причиной привидившегося ему сна о том, как он был проклят Богом за то, что предпочитал Цицерона Библии, и как ангелы стегали его в качестве наказания. Этот сюжет традиционен для французской и испанской живописи XVII века и может включать надпись: "Ciceronianus es" [лат. – "Ты <не христианин, а> цицеронец", то есть язычник, – A.M.].

3. Видение Св. Иеронима. Будучи в пустыне, он несколько раз воображал себе, что слышит трубы, возвещающие Страшный Суд. Он изображается слушающим ангелов, трубящих в трубы над его головой.

4. Кардинал. Иероним так и не сделался кардиналом – этот сан тогда еще не существовал, однако, будучи в Риме, он был назначен ближайшим советником папы Дамаса I. Вероятно, в воспоминание об этом его стали изображать в кардинальских одеждах; отсюда его почти неизменный атрибут – кардинальская шапочка. Он может быть изображен получающим ее из рук Девы Марии.

5. Перевод Библии. В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. За ним туда последовала римская аристократка Паула, которую ранее он обратил в христианство. Она основывала обители и монастыри, и именно здесь в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Его версия, известная как Вульгата, была одиннадцать столетий спустя провозглашена Тридентским собором как официальный латинский текст. В бесчисленных картинах он изображается за своей работой.

6. Лев. Согласно популярной притче, Иероним вынул занозу из лапы льва, который с тех пор стал его преданным другом. О последствиях этого происшествия рассказано в "Золотой легенде". Эта история родственна истории о римском рабе Андрокле в "Аттических ночах" Авла Геллия (ок. 150 г. н. э.), который заимствовал ее из "Aegyptiaca" Апиона (I в. н. э.).

7. Причащение перед смертью. Иерониму помогают и поддерживают его молодые священники, один из которых держит чашу, готовый приобщить его святых тайн. Присутствует Св. Паула, а также иногда лев.

Циклы сцен в церквах и монастырях, посвященных Св. Иерониму, включают его крещение папой Либерием, его смерть в окружении его учеников, а также погребение.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia