Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Даниил





ДАНИИЛ. Один из четырех великих пророков. (Другие: "ИЕЗЕКИИЛЬ", "ИСАЙЯ" и "ИЕРЕМИЯ".) Книга Даниила – это частично легендарная история, а частично апокрифическое пророчество. Она описывает то, как Даниил поднялся до положения влиятельного лица при вавилонском дворе благодаря, подобно другому иудейскому изгнаннику (Иосиф в Египте), своему искусству толковать сны. Он является также олицетворением Справедливости.

1. Трое еврейских юношей в раскаленной печи. (Гл. 3.) Трое спутников Даниила – Седах, Мисах и Авденаго – были брошены в печь из-за того, что отказались поклоняться золотому истукану Навуходоносора. Они остались неуязвимыми, продемонстрировав тем самым силу Бога иудеев, защищающего своих людей. Эта тема относится к числу самых ранних в христианском искусстве и встречается уже в настенной живописи римских катакомб. Каждый период вносил что-то свое в ее интерпретацию. В конечном счете она сделалась прообразом, как и горящий куст (неопалимая купина), непорочности Девы Марии. (См. "МОИСЕЙ", 5.)

2. Даниил во рву со львами (Дан., гл.6 и апокрифическое добавление к Дан., 23–42). Вторая версия этой истории (из апокрифической книги) является именно той, которая чаще всего иллюстрируется. Даниил был брошен в ров ко львам за неподчинение религиозному эдикту персидского царя Дария или (согласно более цветистому рассказу апокрифа) за то, что явился причиной гибели священного дракона (или змия), которого он накормил неперевариваемым месивом из смолы, жира и волос. Пророк Аввакум был извещен ангелом (традиционно считается, что это архангел "МИХАИЛ") о том, что случилось с Даниилом. Ангел отправил Аввакума взять пищу и затем, подняв его в воздух за волосы, отнес в львиный ров. Даниил увидел в этом знак того, что Бог не оставил его. Спустя семь дней царь вернулся и, найдя Даниила живым и невредимым, уверовал в силу еврейского Бога. Придворные, строившие козни против Даниила, сами были брошены ко львам, которые их тут же растерзали. Как и огненная печь, этот сюжет был распространен в эпоху средневековья. В живописи Ренессанса он изображался редко, в XVII веке вновь встречается чаще. Даниил, сидящий или стоящий в гроте, уходящем вглубь, или в яме, окружен львами. Ему несет еду и питье Аввакум, он спускается с неба в окружении ангелов. См. также "СУСАННА" и старцы; "ПИР ВАЛТАСАРА".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia