Статистика - Статей: 872662, Изданий: 946

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Давид





ДАВИД. Мальчик пастух, ставший царем Израиля. Масса легендарного окружает библейский рассказ об этой сложной и противоречивой фигуре. Он был главарем шайки, воином, государственным деятелем; он объединил Израиль в единое царство и покорил Иерусалим, сделав его столицей; был музыкантом и традиционно считается автором псалмов. Будучи царем, он не смог подняться над интригой, ставшей причиной смерти мужа его любовницы. Давид является важной фигурой в христианском искусстве не просто как "тип" или прообраз Христа; согласно Матфею, он был прямым предком Христа (см. "ИЕССЕЙ", "ДЕРЕВО И."). Его атрибутами являлись струнный инструмент (обычно арфа) и корона. Хотя средневековые книги псалмов показывают Давида играющим на арфе или иногда на псалтериуме, в ренессансном искусстве, особенно в XVI веке, он держит какой-нибудь инструмент семейства "ВИОЛЫ" (см. рис. "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ").

1. Давид, помазываемый Самуилом (1 Сам., 16:1–13). Самуил, пророк и духовный лидер израильтян, искал того, кто мог бы стать его преемником. Взяв с собою "телицу из стада" для жертвоприношения, он пошел в Вифлеем и нашел там Иессея. Тот представил ему семерых своих сыновей, но Самуил отверг их всех. Наконец он послал за самым младшим – Давидом, который тогда был в поле и пас овец. Самуил выбрал его и помазал его елеем из рога. Давид изображается юным пастухом и, возможно, с пастушеским посохом, коленопреклоненным у алтаря перед Самуилом. Семеро братьев стоят на заднем плане, тем временем Иессей готовит животное для жертвоприношения.

2. Давид, играющий на арфе. Иногда он изображается играющим на арфе в пасторальной атмосфере, пася своих овец, – сцена, напоминающая Орфея, пленяющего зверей своей игрой. Чаще он играет перед Саулом (1 Сам., 16:23). Царь страдал меланхолией, которую Давид облегчал своей игрой.

3. Давид, убивающий льва и медведя (1 Сам., 17:32–37). Желая убедить Саула в своей достаточной зрелости, чтобы вступить в бой с Голиафом, Давид поведал царю, как, будучи еще пастухом, он привык сражаться с дикими животными, нападавшими на его стада. Когда лев или медведь уносил овцу из стада, Давид быстро гнался за ним, хватал его и убивал. Здесь у льва, этого символа бесстрашия и силы, роль противоположная: сюжет этот символизирует победу Христа над Сатаной. Его обычно можно найти в Псалтирях и в средневековой каменной скульптуре.

4. Давид и Голиаф. Существуют два сюжета: (а) битва, (б) триумфальное возвращение Давида, несущего отрубленную голову Голиафа, (а) Битва. (1 Сам., 17:38–51). Армии филистимлян и израильтян расположились станами друг против друга. Голиаф из Гефа, единоборец-победитель, был ростом более восьми футов, с медным шлемом на голове, в чешуйчатой броне и медных наколенниках, и "древко копья его было как навой у ткачей". Давид же отказался от того снаряжения, которое предложил ему Саул (хотя он иногда ошибочно изображается в доспехах), и вместо этого взял пять камней для своей пращи и положил их в свою пастушескую сумку. Битва была недолгой. Два соперника направились друг к другу, обмениваясь насмешками. Давид достал камень из своей сумы, метнул его и поразил Голиафа в лоб, убив его. Затем он быстро выхватил из ножен меч и отсек ему голову. Это был сигнал для израильтян атаковать, и они разгромили врага. История эта стала прообразом искушения Христа дьяволом в пустыне. Она использовалась в более широком контексте как символ победы справедливости над грехом, (б) Триумф Давида (1 Сам., 18:6–7). Когда Давид возвращался после битвы с Голиафом, навстречу ему выходили женщины с песнями и плясками, играя на музыкальных инструментах. Они славили его, восклицая: "Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч".

Давид изображается несущим голову Голиафа в руках, или иногда она насажена на меч или копье. Он может идти пешком в сопровождении женщин или ехать верхом на лошади, или он в колеснице в триумфальной процессии на римский манер. Этот сюжет трактовался как прообраз Входа Христа в Иерусалим.

5. Приношение Авигеи (1 Сам., 25). Во время своего пребывания в иудейской пустыне Давид и люди его добывали себе провизию "военными методами". Один богатый, но жестокий и злой земледелец отказался снабдить их пропитанием, и они приговорили казнить его. Но его жена Авигея, "женщина весьма умная и красивая лицом", вышла, чтобы встретить Давида "мирным приношением хлеба и вина". Это с благодарностью было принято. Муж Авигеи узнал об этом на следующий день после пира, когда протрезвел, и "замерло в нем сердце его, и стал он как камень". Вскоре после этого он умер. Авигея вышла замуж за Давида. Обычно она изображается стоящей на коленях перед ним. Позади нее служанки, навьюченные ослы и ее сопровождающие, которые несут корзины с хлебами.

6. Давид, пляшущий перед ковчегом (2 Сам., 6). Ковчег Завета – это ящик, в котором хранились священные реликвии иудеев. Хотя в какой-то момент он был захвачен филистимлянами, он принес им столько неприятностей, что они сами его вернули. Давид с множеством своего народа перенес его в Иерусалим "с восклицаниями и трубными звуками". Давид в необузданной радости прыгал и плясал обнаженный перед ковчегом. В окно его увидела его жена Мелхола и "уничижила его в сердце своем". Впоследствии она в присутствии слуг саркастически упрекала его за такое поведение.

7. Давид и Вирсавия (2 Сам., 11:2–17). Однажды вечером, прогуливаясь на крыше своего дворца, Давид увидел внизу красивую женщину, которая купалась. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, который в то время находился вдали от дома, на службе в армии Давида. По барской прихоти он приказал, чтобы ее доставили во дворец, и спал с нею. В результате она забеременела. Позже он написал командиру армии Урии письмо, в котором приказывал: "Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение (...), чтобы он был поражен и умер". Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. Вирсавия изображается за туалетом в различной степени обнаженности. Художники раннего Возрождения изображают ее одетой и просто моющей свои руки или ноги; ей могут помогать слуги. Иногда изображается посланник с письмом (хотя Библия не упоминает такой детали). Поведение Давида, оправдания которому нет, тем не менее не отвращало средневековую Церковь от отыскания типологической параллели для этого эпизода: в нем видели прообраз Христа, а в Вирсавии – Церкви.

8. Давид и Авесалом (2 Сам., 13–19). У сына Давида Авесалома была сестра по имени Фамарь. Ее обесчестил Амнон, сводный брат сыновей Давида. Царь не пожелал наказать своего сына, и Авесалом два года тайно вынашивал план, как отомстить за сестру. Как-то раз он пригласил Амнона на обряд стрижки овец и убил его в своем шатре, когда они пировали. Пока Давид оплакивал сына, Авесалом скрывался в другом родовом племени. Но царь страдал без Авесалома, которого любил, и по прошествии некоторого времени они примирились. Авесалом, однако, вознамерился узурпировать власть отца и собрал для этого войско из разных колен израилевых для восстания. Войска Давида разбили его, и свою смерть он встретил самым драматическим образом: когда он проезжал на муле под дубом, его волосы запутались в ветвях дерева и он оказался легкой добычей для воинов Давида. Царь долго горевал об Авесаломе.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia