Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Геркулес





ГЕРКУЛЕС (греч. – Геракл). В греческой мифологии герой и персонификация физической силы и храбрости, одна из наиболее популярных фигур в античном и более позднем искусстве. Его двенадцать подвигов, в которых он торжествовал победу над злом, – это отчасти миф, отчасти героическое сказание. Они отражают его двойственную природу – как бога и как героя. Есть основания полагать, что его история основана на некой исторической фигуре. Даже если это так, многие из его подвигов несут печать сходства с мифами других стран Восточного Средиземноморья. Намного более древнее шумерское сказание о Гильгамеше повествует о герое, убивающем льва, подобно тому как Геркулес убил немейского льва – подвиг, которому имеется христианская аналогия в истории "САМСОНА". Центральный эпизод сказания о Гильгамеше – сошествие героя в подземный мир, как и сошествие туда Геркулеса, чтобы вернуть Алкестиду. Эта история также имеет христианскую параллель в "СОШЕСТВИИ ВО АД". В античном мире Геркулесу поклонялись как защитнику людей и хранителю городов, и его культ был широко распространен и имел важное значение для римлян. Согласно мифу, он был сыном смертной женщины – Алкмены – и Юпитера, принявшего облик ее мужа Амфитриона, пока тот отсутствовал, что вызвало ревность жены Юпитера Юноны. Помимо своих двенадцати подвигов, Геркулес совершил еще много других поступков и после смерти был вознагражден Юпитером – отец богов обессмертил его: он был взят на Олимп в колеснице Минервы, богини, которая была его защитницей при жизни. В искусстве его подвиги служили сюжетами для фресок, а фигура Геркулеса была особенно привлекательна для скульпторов. По этой причине он не столь часто появляется в картинной галерее, как этого можно было бы ожидать, учитывая такую его популярность. Типичный образ – это фарнезский Геркулес античного скульптора Гликона (Национальный музей археологии, Неаполь) – изваяние, обнаруженное в 1540 году и с тех пор множество раз копировавшееся. Он мускулистого сложения, у него короткие вьющиеся волосы и короткая борода. Тело здесь подчеркнуто особым способом (этим приемом воспользовался Микеланджело): голова сделана непропорционально маленькой. Иногда в ранних подвигах он безбородый. Два его главных атрибута – "ДУБИНА", которая сама по себе иногда является символом мужества (см. 21. Геркулес на распутье), и шкура "ЛЬВА" – трофей в его первом подвиге. В античном искусстве и иногда позже он носит львиную шкуру в качестве плаща (львиная голова образует подобие шлема). Менее традиционными атрибутами являются "ЛУК", "СТРЕЛА" и "КОЛЧАН" – другое его оружие; две "ЗМЕИ" (14. Младенец Геркулес, убивающий змей); "ЯБЛОКИ", которые он держит в руке (11. Золотые яблоки Гесперид); "ПРЯЛКА" (17. Геркулес и Омфала). В системе аллегории Геркулес персонифицирует физическую силу; в этом случае его сопровождают другие фигуры, такие, как Минерва, представляющая дополнительную добродетель моральной силы, или мудрость. Двенадцать подвигов

Двенадцать подвигов Геркулеса (Аполлодор, 2. 5:1–12; Диодор Сицилийский, 4; Гигин, 30, и другие) были совершены в качестве покаяния за убийство собственных детей в припадке безумия. Дельфийский оракул повелел ему служить двенадцать лет Эврисфею, царю Тиринфа, и совершать все, что тот прикажет. Служба смертному была карой тому из богов, кто осмелился оскорбить главных – олимпийских – богов. Первоначально просто фантастические истории о победе сильнейшего, эти рассказы со временем стали наделяться моральной символикой – они стали выражать триумф добра над злом. Сюжеты с подвигами Геркулеса украшали фризы греческих храмов; они часто встречаются на фресках, особенно итальянских, XV–XVI веков. "Канон" из двенадцати подвигов установился, вероятно, в эллинистическую эру.

1. Немейский лев. Лев, терроризировавший жителей Немей, был неуязвим для оружия – Геркулесу пришлось задушить зверя руками. Он изображается сжимающим льва за горло или – обычнее – стоящим над ним, прижав зверя коленом к земле, а руками при этом выворачивая его челюсть. Его плащ (у Геркулеса еще нет шкуры) развевается так, будто Геркулес прыгнул на животное сзади. Эта трактовка, использовавшаяся также для изображения "САМСОНА", основывалась на древнем образе персидского бога Митры, убивающего быка. Поклонение Митре было широко распространено в Римской империи.

2. Лернейская гидра. Этот семиглавый (или восьмиглавый – число варьируется) монстр – водяная змея – опустошал Лернейскую страну, находившуюся неподалеку от Аргоса. Не успевал Геркулес отрубить гидре одну голову, как на ее месте вырастало две новых. С помощью своего спутника Геркулес прижег голову горящим факелом и закопал ее в землю, завалив это место огромной скалой, а затем окунул свои стрелы в ядовитую желчь гидры. Он изображается с поднятой дубиной, безуспешно пытающимся убить гидру; она угрожающе извивается, ее хвост обвивает его ногу. "КРАБ", посланный "ЮНОНОЙ", кусает его за ступню. Раннеренессансная гидра часто напоминает средневекового крылатого дракона (персонификацию Сатаны) – одноглавого и огнедышащего. Барочные художники предпочитали изображать многоглавого монстра, а также его жертв, которыми кругом усыпана болотистая земля. Или голова гидры может походить на голову Горгоны, у которой вместо волос змеи.

3. Аркадский олень (керинейская лань). Получив приказ поймать животное живым, Геркулес целый год выслеживал его и в конце концов ранил его стрелой. Он стоит позади оленя, схватив его обеими руками за рога и прижимая его коленом к земле – такая же поза, как в первом подвиге. Или Геркулес уносит его на своих плечах.

4. Эриманфский вепрь. Этот лютый зверь, который терроризировал жителей в окрестностях горы Эриманф, тоже должен был быть пойман живым. Геркулес загнал его в снежный сугроб и тогда поймал его в сеть. Он принес его Эврисфею, который был так напуган, что спрятался в медном пифосе. Геркулес обычно изображается несущим вепря на своих плечах, но может быть представлен в момент поимки его, возможно, выворачивая его нос в обратную сторону. Иногда Геркулес размахивает своей дубиной, что является ошибочной трактовкой.

5. Авгиевы конюшни. В конюшнях Авгия, царя Элиды, содержалось три тысячи волов, и не чистились они тридцать лет. Геркулес очистил их за один день, направив через них воды реки. Он стоит, опершись на свою дубину, работа производится сама собою, он лишь наблюдает, как несется поток воды, направленный им через конюшни.

6. Стимфалийские птицы. Эти птицы с бронзовыми крыльями, клювами и когтями, а также перьями (которые были не что иное, как ядовитые стрелы) обитали на озере Стимфал в Аркадии. Геркулес напугал их шумом своих трещоток и затем, когда они взлетели, перестрелял их из лука. Он изображается стоящим с натянутым луком, целящимся в птиц.

7. Критский бык. Геркулес был послан на остров Крит, чтобы поймать там бешеного быка, принадлежавшего царю Миносу. Хотя зверь изрыгал пламя, Геркулесу в жесточайшей схватке удалось его победить, и бык был отослан обратно в Грецию. Геркулес заносит над быком свою дубину; в другой руке он может держать веревку, которая накинута на шею быка. (По поводу другого эпизода с быком см. 22. Геркулес, сражающийся с Ахелоем.)

8. Кобылицы Диомеда. Эти дикие животные питались человеческим мясом. Геркулес с друзьями схватил их, а в последовавшей затем битве с царем Диомедом, которому они принадлежали, и его людьми убил царя. Победители скормили его тело кобылицам, которые в результате покорились им. Геркулес может изображаться хватающим вожжи кобылиц (неожиданно оказывающихся взнузданными), другой рукой он заносит свою дубину.

9. Пояс Ипполиты. Эврисфей послал Геркулеса добыть для своей дочери пояс Ипполиты, царицы амазонок (женщин-воительниц). Геркулес заполучил пояс в сражении с амазонками, в котором Ипполита была убита. Амазонки были популярными персонажами эллинистической скульптуры. Геркулес и греческие воины, вооруженные мечами и щитами, изображаются сражающимися с ними.

10. Коровы Гериона. Герион, трехглавый человек-монстр с тремя телами, сросшимися в пояснице, и одной парой ног, держал стадо коров на острове Эрифия, расположенном далеко на западе. Пас их великан Эвритион, а охранял двухглавый пес. Получив приказ поймать коров, Геркулес убил сначала пса, а затем великана и в конце концов самого Гериона, а стадо пригнал своему хозяину. Сцена битвы показывает трехглавого Гериона, каждое из его туловищ держит по дубине. Или он лежит мертвый, а Геркулес тем временем уводит корову за рога. Именно в этом походе Геркулес открыл также пролив между мысами Абила (или Абилика) в Атласных горах и Кальпа в Европе, известные как Столбы Геркулеса (Геракловы Столбы, или Гибралтарский пролив). Он может изображаться раздвигающим горы.

11. Золотые яблоки Гесперид. Яблоки росли на дереве. Дерево это охранял дракон Ладон. Оно росло в саду Гесперид, "дочерей Ночи". Сад лежал на западе, на склонах гор Атласа. После многих приключений Геркулес достиг сада, убил змея, заполучил яблоки и вручил их Эврисфею. По другой версии, он убедил Атласа подобрать яблоки, а сам тем временем взял ношу Атласа – небосвод – и держал ее на себе. Эта история делится на три сцены. (1) Геркулес держит шар на своих плечах. На одной греческой метопе Минерва для удобства подкладывает ему на плечи подушку. В XVI веке эта тема сделалась аллегорией астрономии: согласно античным мифографам, Атлас научил Геркулеса астрономии, и несение Геркулесом шара стало символизировать вес полученных им знаний. Вместе с Геркулесом могут быть два астронома, узнаваемые по их атрибутам: "КОМПАСУ" и армилярной "СФЕРЕ". Иногда шар поддерживают оба – Атлас и Геркулес. (2) Геркулес сидит или стоит под деревом, ствол которого обвивает змея. Иногда присутствуют Геспериды. Этот образ, хорошо известный в римские времена, может быть, является источником традиции, согласно которой Едемский сад был яблоневым. (3) Геркулес убивает змея Ладона. Иногда змей принимает форму дракона, перед которым Геркулес стоит с поднятой дубиной.

12. Цербер. Геркулес вместе с Меркурием и Минервой спустился в подземный мир, чтобы привести из Гадеса Цербера – пса, сторожившего вход в подземное царство. У него было несколько голов (обычно он изображается трехглавым) и змеиный хвост. Плутон разрешил Геркулесу поймать пса, но условием было не использовать никакого оружия. Геркулес схватил пса за горло и держал так, пока Цербер не стал задыхаться и не сдался. Отправив пса Эврисфею, он затем вернул его в царство теней. Иногда Геркулес изображается – что неправильно – с поднятой дубиной. Или он, накинув на шею псу цепь, выводит его из Аида.

13. Геркулес, отдыхающий после своих подвигов. Стоящая в полный рост фигура фарнезского Геркулеса (см. выше) является прототипом многих более поздних образов. Он опирается на свою дубину; у его ног лежит мертвый лев; или шкура льва наброшена на дубину Геркулеса. Или он может держать факел, которым прижигал голову гидры. Другой тип изображения показывает его отдыхающим на шкуре; дубина, лук и колчан лежат рядом с ним на земле. Его окружают и другие свидетельства его подвигов – голова вепря, оленьи рога и так далее.

Другие геркулесовские темы

14. Младенец Геркулес, убивающий змей (Феокрит, 24). Геркулес жил, всегда ощущая враждебность Юноны, поскольку он был плодом одной из многих измен ее мужа Юпитера. Когда Геркулес был еще младенцем, она как-то ночью наслала на него двух ядовитых змей, но он поймал их и с легкостью задушил по одной в каждой руке. Он изображается сидящим на земле или в колыбели, крепко сжимающим змей; Алкмена и Амфитрион стоят рядом и с изумлением взирают на происходящее. Вверху может пролетать Юнона в своей колеснице, которую везут павлины.

15. Геркулес и Какус. Часть легендарной истории основания Рима. Об этом рассказывают Ливии, Вергилий в "Энеидах" и Овидий в "Фастах" (1:543–578). Геркулес, однажды вечером возвращаясь домой с коровами Гериона, перегнал их через реку Тибр, после чего лег спать. Огнедышащий великан Какус – римский бог, сын Вулкана, живший поблизости в пещере, – ночью украл нескольких коров: "В гроте спрятал их Какус, задом таща наперед" и преградил путь Геркулесу огромным камнем. Но их мычание выдало их местонахождение. Геркулес убил великана в страшной схватке и освободил коров. Этот сюжет трактовался по-разному. Геркулес с силой обрушивает свою дубину на Какуса, который тащит за хвост быка; или они сражаются в рукопашном бою. Или Какус, уже поверженный, поднимает руки, пытаясь защититься от смертельного удара. Или Геркулес, отдыхая после боя, облокотился на свою дубину; мертвый великан у его ног. Спутник Геркулеса ведет быка из пещеры. На заднем плане уводят других коров. Речной бог Тибр, откинувшись на свою урну, лежит у края воды.

16. Геркулес борется с Антеем (Аполлодор, 2.5:11; Диодор Сицилийский, 4). На обратном пути от Гесперид Геркулес сразился с великаном Антеем; тот был непобедим, пока хоть какой-то частью тела касался земли, от которой черпал свою силу. Геркулес поднял его в воздух и так сжал, что сломал ему хребет, и великан умер.

Геркулес изображается обхватившим талию Антея, вдавливающим тело великана в свое собственное. Антей (его ноги висят в воздухе, а лицо искажено болью) упирается руками в голову Геркулеса, тщетно пытаясь высвободиться. Этот типичный образ, хорошо известный в эпоху Ренессанса, по-видимому, не имеет прототипа в античном искусстве. В античную эпоху эта тема была редкой.

17. Геркулес и Омфала (Аполлодор, 2.6:3). (Иногда именуется Геркулес и Иола.) За убийство своего друга Ифита, совершенное в припадке безумия, Геркулес был на три года послан в качестве раба к Омфале, царице Лидии. Но вскоре она смягчила его участь, сделав его своим любовником. Служа ей, Геркулес стал женоподобным, стал носить женскую одежду и украшения и прясть пряжу. Овидий ("Фасты", 2:303–358) рассказывает о том, как Пан, влюбленный в Омфалу, пришел к ней однажды ночью и, будучи сбит с толку переменой одежды Геркулеса, по ошибке вознамерился лечь к нему в постель, но тут же был вышвырнут. Встречаются две сцены. (1) Геркулес сидит рядом с Омфалой, которая ласкает его. Примечательна перемена атрибутов: на Омфале его львиная шкура и она держит дубину; он же обряжен в красочные одежды и держит "ПРЯЛКУ" или веретено, или иногда "ТАМБУРИН" (инструмент, ассоциирующийся с пороком). Может присутствовать Купидон. Эта тема не встречается в искусстве античной Греции, вероятно, потому, что демонстрирует героя в неприглядном виде, но она встречается в эллинистическую эпоху.

В ренессансной и особенно барочной живописи она иллюстрирует идею господства женщины над мужчиной. Эта история, возможно, происходит из древних обрядов плодородия, в которых богиня-мать ассоциировалась с подчиненным ей богом мужского пола. Жрецы, исполняя роль этого бога, носили женские платья. (2) Сцена в спальне Омфалы. Пан лежит простертый на полу, выкинутый из постели Геркулесом. Являются слуги Омфалы; держа светильник, они отодвигают занавеску кровати.

18. Геркулес и Гесиона (Гигин, 89). Гесиона, дочь троянского царя Лаомедонта, была подвергнута тому же тяжкому испытанию, что и Андромеда (см. "ПЕРСЕЙ"): она была прикована к скале в качестве жертвы морскому монстру. Это случилось потому, что ее отец отказался заплатить богам – Аполлону и Нептуну (Посейдону), которых он нанял, чтобы построить стены Трои. Посейдон наслал морского монстра, чтобы разрушить город. Гесиону спас Геркулес, который прыгнул на горло монстру (Микеле да Верона, музей Фицуильяма, Кембридж, Англия).

19. Убийство кентавра Эвритиона (Гигин, 33). Эвритион собирался жениться на юной девушке, которая была возлюбленной Геркулеса. В день свадьбы Геркулес явился, убил жениха-кентавра и его братьев и увел невесту (которую некоторые отождествляют с Деянирой). Свадебный пир превратился в поле сражения. Геркулес изображается колотящим Эвритиона своей дубиной, тем временем другие фигуры сражаются на заднем плане. Деянира стоит, наблюдая за происходящим. Вверху витает Купидон, держащий горящий факел.

20. Геркулес выводит Алкестиду из подземного царства. Эврипид в "Алкестиде" рассказывает о том, как Алкестида, образец супружеской любви, согласилась умереть вместо своего мужа, царя Адмета. Дух Смерти препроводил ее в подземное царство, но Геркулес "отправился за ней, сразился со Смертью и вывел ее обратно на землю. Геркулес стоит у входа в Ад, держа за руку Алкестиду, которая выходит оттуда. Адмет, облаченный в воинские доспехи со шлемом, украшенным перьями, в изумлении приподнимает вуаль с лица своей жены. Иногда вуаль приподнимает Геркулес.

21. Геркулес на распутье; выбор Геркулеса. Аллегория, изображающая героя, сидящего под деревом. Ему надлежит выбрать из двух стоящих перед ним женских фигур, олицетворяющих Добродетель и Порок, каждая из которых убеждает его следовать за ней. Он выбирает первую. Эта моральная басня была сочинена греческим софистом Продиком, другом Сократа и Платона, и пересказана Ксенофонтом ("Воспоминания о Сократе" [лат. – "Memorabilia"], 2. 1:22 и далее) и другими авторами. В античную эпоху она, по-видимому, не иллюстрировалась, но приобрела широкую популярность в искусстве Ренессанса и барокко. Путь Добродетели – это узкая скалистая тропа вверх на плато, где может стоять Пегас, крылатый конь, символизирующий славу. Легкий путь Порока ведет в солнечные долины, где обнаженные фигуры плещутся в купальне. Фигура Добродетели обычно одета, Порока – обнажена, или по крайней мере у нее открыта грудь – вариант более часто встречающейся символики "НАГОТЫ". Атрибуты Порока (или Распутства) включают: язычковую "ДУДКУ" Сатира; "ТАМБУРИН"; "МАСКИ" (обман, являющийся частым спутником распутства); игральные "КАРТЫ" (праздность, в которой процветает распутство), плетка и кандалы ("ОКОВЫ") (напоминание о наказании за греховное поведение). Атрибуты Добродетели не столь многочисленны. Рядом с ней может стоять человек, коронованный лавровым венком ("ЛАВР"), он держит раскрытую "КНИГУ" – это поэт, который расскажет о подвигах Геркулеса. Добродетель может принять облик самой "МИНЕРВЫ", богини мудрости и наставницы Геркулеса. Она облачена в воинские доспехи, у нее шлем, на земле у ее ног лежит ее щит, и рядом может находиться ее сова. Добродетель сурово указывает путь. Вверху "СЛАВА" трубит в свою трубу, или "ОТЕЦ-ВРЕМЯ" взирает сверху, давая тем самым понять, что о Геркулесе будут помнить вечно. Сам Геркулес обычно предстает в этой сцене молодым и безбородым. В живописи позднего барокко он может обнаруживать некое влечение к Пороку, но обычно он, по-видимому, осознает, на каком пути лежит долг. Фигура Геркулеса иногда заменяется портретом принца или сына какого-нибудь аристократического рода.

Смерть Геркулеса

О цепи событий, приведших к смерти Геркулеса и его апофеозу, рассказано Софоклом в "Трахинянках"; эта история пересказана Овидием и другими авторами: мы узнаем о том, как непреднамеренные действия его жены Деяниры, которую он получил в качестве награды в состязании со своим соперником, привели его к страданию и смерти. Несколько эпизодов этой истории иллюстрируются в живописи и скульптуре.

22. Геркулес, сражающийся с Ахелоем. У Деяниры, дочери речного бога Ойнея, было два поклонника – Геркулес и Ахелой, еще один речной бог. Они сразились за нее, и хотя Ахелой искусно менял свое обличье – то превращался в змею, то становился быком, – Геркулес победил его. В сражении он схватил один из рогов быка. Некоторые художники изображают борющиеся человеческие фигуры, но чаще Геркулес сражается с быком. Он пригибает его, схватив за рога, и коленом прижимает к земле его спину. Поблизости лежит дубина и колчан Геркулеса. Иногда нимфы на заднем плане мастерят из сломанного рога быка рог изобилия ("Мет.", 9:85–92).

23. Убийство Несса ("Мет.", 9:101–133; Филострат Младший, "Картины", 16). Геркулес и Деянира достигли реки, где властвовал кентавр Несс. Взявшись переправить Деяниру на другой берег, кентавр вознамерился похитить ее. Геркулес, находящийся уже на другом берегу, выпустил в него свою стрелу и поразил Несса. Кентавр, зная, что теперь его кровь отравлена желчью гидры, которой Геркулес смазал свои стрелы, обратился к Деянире, коварно предлагая ей собрать его кровь, поскольку однажды она послужит ей приворотным средством. Несс изображается готовым пуститься вскачь с Деянирой на спине. Его одежды свободно развеваются. Геркулес на берегу реки натягивает свой лук. Иногда около Несса витает Купидон с горящим факелом. Немного поодаль отдыхает речной бог.

24. Геркулес зашвыривает Лихаса в море ("Мет.", 9:212–220). В то время как Геркулес был далеко, Деянира у себя дома в Трахине узнала, что он добивался руки другой женщины – Иолы. Она послала к нему гонца – Лихаса – с даром; это была туника, смазанная приворотным зельем Несса, которое – этого она не знала – было ядовитым. Когда Геркулес надел ее, яд начал разъедать его плоть. (Геркулес изображается раздирающим свою одежду, которая горит таинственным пламенем.) Подозревая невинного Лихаса в предательстве, Геркулес зашвыривает его в море. Геркулес изображается вполоборота, приготовившись к последнему невероятному усилию. Лихас висит вниз головой, Геркулес изо всех сил схватил его за ноги.

25. Геркулес на погребальном костре ("Мет.", 9:230–239). Умирающий герой был доставлен домой в Трахин. Деянира, узнавшая обо всем, что случилось, уже покончила с собой. Геркулес приказал своему сыну Гиллу соорудить на вершине горы костер, чтобы лечь на него; или, согласно другим версиям, он сам соорудил его. С трудом огонь был зажжен, и тогда Юпитер послал молнию, которая тут же поглотила костер. Геркулес ложится на дрова костра, тем временем пламя взметается вокруг него. Или он лежит на львиной шкуре со своей дубиной в качестве подушки.

26. Апофеоз Геркулеса ("Мет.", 9:240–273). В момент своей смерти Геркулес был поднят в воздух в колеснице Минервы (или Юпитера) и занял свое место как один из двенадцати богов Олимпа. Он женился на Гебе, богине юности, дочери Юпитера и Юноны. Сюжет "АПОФЕОЗА", то есть обожествления смертного, – характерная особенность барочного искусства. Этот период демонстрирует расцвет искусства росписи потолков, которое особенно тяготело к изображению сюжетов вознесения на небо. Юпитер восседает с Юноной на троне с балдахином. Геркулес поднимается к ним на колеснице или стоит перед ними на облаке, в его руке дубина. Юпитер вручает ему Гебу, или ее препровождает к нему Купидон. Это происходит в присутствии Нептуна, Аполлона, Минервы, Меркурия и других олимпийских богов.

См. также "АПОЛЛОН" (6); "БИТВА БОГОВ И ГИГАНТОВ"; "ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЛЕЧНОГО ПУТИ"; "ПРОМЕТЕЙ".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia