Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Вознесение





ВОЗНЕСЕНИЕ. Термин, используемый для обозначения последнего явления Христа апостолам после его воскресения, когда он в облаке воспарил на небо. Но вознесение Христа было не единственным вознесением на небеса, которое приобрело визуальный образ. В искусстве поднимаемой на небеса изображается Дева Мария (см. "УСПЕНИЕ"), подобным же образом изображаются пророки и святые (см. "ИЛИЯ", 5; "МАРИЯ МАГДАЛИНА", 5). Идея вознесения на небо была знакома не только христианству. Божественность порой признавалась за смертными, как, например, в случае с Александром Великим и римскими императорами. Они изображались принимаемыми на небесах в обществе богов (см. "АПОФЕОЗ"). В классической мифологии имеется несколько примеров смертных, подобным же образом получивших благорасположение богов (см. "КУПИДОН", 6; "ГАНИМЕД"). Более того, облако, скрывающее Бога от человеческого взора, – концепция, хорошо известная в античности (см. "ИО"; "ИКСИОН")

Вознесение Христа имело место (Деян., 1:9–12) по прошествии сорока дней после его Воскресения, когда он стоял с апостолами на горе Елеонской. "И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". В Византии и в западных церквах в эпоху средневековья образ возносящегося Христа приобрел различные формы. В иератическом искусстве Востока было обязательным изображать Христа анфас; обычно он в обрамлении миндалевидной "МАНДОРЛЫ", которую могут поддерживать ангелы. Типичным местом для этого образа был потолок центрального купола церкви. В романском и готическом искусстве фигура часто изображалась в профиль, как будто она именно взбирается на небеса. Помещенная обычно в мандорлу, она часто в таком виде встречается на западной стене церкви; типичное ее место – на барабане центрального портала. Третья форма демонстрирует Христа в буквальном смысле исчезающим в облаке – снизу видны лишь его ноги. Все эти версии имеются в живописи Ренессанса. Композиция "Вознесение" в полном виде делится на две части – верхнюю и нижнюю, то есть на небо и землю. На небе фигура Христа образует центр – он стоит на облаке, в окружении херувимов; они расположены в форме мандорлы. Порой Христос держит хоругвь Воскресения, а правой рукой совершает благословение. На правой стороне, уравновешивая композицию, могут находиться ангелы, возможно, они играют на музыкальных инструментах. На земле стоят апостолы, они с изумлением взирают на исчезающую фигуру или же, преклонив колени, молятся. Их в этот момент может быть одиннадцать. Обычно с ними Дева Мария, символ Матери-Церкви, которую Христос оставил внизу на земле. По обе стороны от нее могут изображаться Св. Петр, держащий ключи, и Св. Павел с мечом – они символизируют собственно еврейский народ и язычников – именно им было передано христианское послание. Могут быть изображены два ангела, явившиеся апостолам. В искусстве барокко формальная композиция Вознесения утрачивается: мандорла исчезает, а ангелы приобретают тенденцию превращаться в путти. В эту эпоху сюжет используется для декора потолков – для этой цели он, как и апофеозы, подходит как нельзя лучше. Мотив мандорлы с заключенной в ней фигурой, стоящей на облаке, в некоторых случаях, например в итальянской живописи Ренессанса, списывался со "сценического реквизита", который создавался для постановок религиозных драм того времени; эти драмы исполнялись в качестве частей церковной службы. Такие "образы Вознесения" можно было поднимать и опускать с помощью веревок и лебедок – порой это составляло довольно сложную машинерию. Во времена, когда эти приспособления достигли совершенства, в постановках использовались живые актеры.



Еще в энциклопедиях